Анна Михайлова
Работа над пьесой Ф. Вечей «Грустный вальс»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над пьесой Ф. Вечей
Перед зачитыванием сообщения в исполнении учащейся 3го класса Полины Поповой звучит “Грустный вальс” Ф. Вечей.
Пьеса “Грустный вальс”, вошедшая в репертуар учащейся третьего класса Поповой Полины, была написана Францем фон Вечей (23.03.1893 —05.04.1935) — венгерским скрипачом и композитором. Ф. Вечей родился в музыкальной семье, отец играл на скрипке, а мать на фортепиано. С детских лет занимался музыкой под руководством родителей, в восьмилетнем возрасте начал заниматься у Енё Хубаи — сперва частным образом, а затем в Будапештской академии музыки. Как скрипач-вундеркинд гастролировал по всей Европе, а также на Дальнем Востоке и в США. В 1906 г. в ходе гастролей по Испании и Португалии выступал в дуэте с Белой Бартоком. В 1911 г. вместе со своим учителем Хубаи и Эрнстом Донаньи выступил с концертами в Риме в рамках презентации венгерского музыкального искусства.
Публикация «Работа над пьесой Ф, Вечей „Грустный вальс“» размещена в разделах
Композиторское наследие Вечея включает около 30 небольших пьес для скрипки и фортепиано, из которых наиболее известной остался Грустный вальс (фр. Valse triste; 1913): его записали Артюр Грюмьо, Альберт Марков, Вилмош Сабади, Дьёрдь Цифра (в собственном переложении для фортепиано соло). “Грустный вальс” - изумительная по красоте мелодии пьеса, достойная концертного исполнения учащимися ДМШ и ДШИ.
Следует отметить, что в репертуаре 3-4-х классов наиболее полно разрабатываются танцевальные жанры. Доступность технических средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-гармонического изложения. Их жанровое богатство обуславливает применение различных приёмов исполнительского воплощения.
Моторные пьесы, как танцы, марши, токкатные и звукоизобразительные миниатюры, среди которых вальсовой музыке уделено особое предпочтение (например, “ Медленный вальс” Д. Кабалевского, “Лирический вальс” Д. Шостаковича, “Вальс” Б. Дворионаса, “Маленькая танцовщица” А. Гладковского) имеют неоспоримое художественное и педагогическое значение.
Одним из типичных свойств фактуры является связь технических средств с метро-ритмом, влияющая на естественное усвоение учеником как ритма, так и двигательных навыков в их единстве.
Работа над произведением
Итак, пьеса “ Грустный вальс” относится к танцевальному жанру, в своей основе имеющая гомофонно-гармоническое сложение. Следовательно, работа над данным произведением ведётся по двум направлениям:
I. Работа над мелодией
II. Работа над аккомпанементом
I. В самом начале разучивания ученик должен прежде всего выявить выразительные особенности формы. Так, в данной пьесе - трёхчастная структура с серединным эпизодом, оттеняющимся иными исполнительскими красками. Выразительная, красивая вальсовая мелодия во всех трёх частях имеет кантиленное начало, скачки, которые необходимо сыграть пластично, певуче и ровно, подстраивая маленькую руку, гибко огибая кистью мелодическую линию. Средняя часть - развитие, кульминация. Трудность- синтаксическая расчленнённость полётной мелодии, взлетающей вверх - необходимо услышать фразу целиком, собрать воедино, сыграть на одном дыхании. Далее логически объединить фразы в предложения и привести к кульминации. II. В гармоническом фоне необходимо раскрыть два контрастных элемента - глубину звучания баса и лёгкость звуков, созвучий на вторых и третьих долях такта.
Работа над беглостью должна сочетаться с работой над ритмо-динамичной точностью исполнения в обоих пунктах. Пальцевая подвижность предполагает свободу, пластичность, ритмичность, организованность движений всей руки. Упущение в работе над этими моментами может привести к зажатости, скованности.
Список методических источников
1. Б. Е. Милич “Воспитание ученика-пианиста” “Издательство Кифара”, 2008 г.
2. ru.wikipedia.org