Инна Агаева
Мастер-класс для воспитателей «Путешествие в страну воздушных шаров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
создание условий для развития у педагогов умения видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей и проявления творческих способностей; расширение перспективы поисково-познавательной деятельности; стимулирование желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы; стремиться к «открытиям» в ходе специально организованного эксперимента.
Оборудование:
Пять глеевых воздушных шаров, игольница с иголками, деревянная шпажка, подносы, овсяные хлопья, шерстяная варежка, свечка, шарик с водой, бутылка, лимонный сок, сода, разнообразные воздушные шары для опытов и изготовления поделок.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Путешествие в страну воздушных шаров“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Проведение мастер-класса
Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего опыта "Формирование исследовательской деятельности старших дошкольников на основе элементов педагогики М. Монтессори.
М. Монтессорри считала возраст старшего дошкольника возрастом "ребенка - ученого". В этом возрасте ребенок в условиях свободной реализации познавательной деятельности является исследователем, который стремится осваивать окружающий мир путем освоения новых предметов, проведения экспериментов.
Как вы думаете, как можно заинтересовать ребенка исследовательской деятельностью?
-(Обеспечить интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность.
-Помогать составлять алгоритм, схемы, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи);
-Использовать приемы развития творческого воображения.
-Постановка и решение вопросов проблемного характера
Для каждой конкретной исследовательской деятельности можно использовать заинтересовывающие моменты, события, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования:
• реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например: снегопад) и общественные события;
• события, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п. ;
• воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и т. п.).
• стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.);
• организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. (Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.)
А теперь коллеги, представьте себя ребенком - исследователем, что бы вы захотели прежде всего исследовать? И каким образом вы бы это сделали? А может кто-то из вас вспомнит свой первый опыт исследовательской деятельности?
Я думаю, что интереснее всего было самостоятельно, без помощи взрослых все потрогать, пощупать, понюхать… Ведь в ходе исследовательской деятельности приобретенные знания базируется на живом интересе, любознательности и проводятся без заучивания, запоминания и повторения правил в увлекательной форме.
Я хочу представить вашему вниманию мастер – класс, показывающий, как можно легко, в игровой непринужденной форме познать, казалось бы, обыкновенные свойства обыкновенных предметов.
Становитесь дети в круг!
Я твой друг и ты мой друг!
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!
Посмотрите, пожалуйста, что у меня в руке? (Воздушный шар)
Шарик, шарик наш воздушный,
Непоседа непослушный!
Шарик круглый, шарик гладкий,
Шарик тонкий, шарик мягкий.
Вправо – шарик, влево – шарик,
Мой светящийся фонарик!
Дай, тебя я обниму
И к щеке своей прижму.
Ты меня не покидай,
Будь со мной, не улетай!
Скажите, а хотели бы вы отправиться в страну воздушных шаров?
Тогда посмотрите, шар воздушный!
Верю будет он послушным.
И на нём давайте все полетим к своей мечте!
Повторяйте все за мной!
Раз – два, полетели!
Три – четыре, все присели!
Пять, взлетаем мы опять!
Набираем высоту!
И гудим погромче «У-у-у-у!»
Ну, вот мы и на месте. Посмотрите, на столах лежат разнообразные предметы, с помощью этих предметов мы сможем исследовать свойства воздушных шаров. Хотите узнать о воздушных шарах что то новое? Тогда занимайте свои места возле столов.
Обратите внимание на этом столе лежит игольница с иголками, как вы думаете, какой эксперимент можно провести с этими предметами?
Свойства резины хотим мы узнать
С шариком злую шутку сыграть.
Вот мы иголочку в руки берём
Шарик мы быстро иголкой проткнём. (протыкаем шарик возле основания, где резина не очень натянута)
Но ничего не выходит, друзья,
Шарик целехонький у меня.
Вот и второй шар я в руки возьму,
На шпажку его я сейчас насажу
«Бах» - прозвучит.
Но ошиблась я
Снова не лопнул шар у меня.
В чем здесь секрет, я скажу не тая
От плотности и натяжения резины
Все зависит, друзья.
Ребята, вы когда-нибудь встречали прыгающие хлопья? А в стране воздушных шаров, это явление никого уже не удивляет. Хотите посмотреть и вы?
Шарик воздушный мы в руки берем,
Шерстяной варежкой шарик потрем.
К хлопьям овсяным его поднесем.
Хлопья запрыгали дружно подряд,
Ведь образовался статический заряд.
Скажите мне, пожалуйста, что произойдет с шариком, если его поднести к огню?
Проверим? У меня на столе лежат два шара, один наполнен водой, а другой пустой. В начале мы поэкспериментируем над шаром с водой.
1, 2, 3, 4, 5 – будем шарик нагревать…
Лопнет шарик или нет,
Опыт даст на то ответ.
Нет, не лопнул шарик мой!
А теперь возьмем пустой.
Будем этот нагревать….
Лопнул шарик, вот беда –
Теплопроводимость подвела.
В первом случае вода все тепло в себя взяла.
Ребята, как вы думаете с помощью чего можно надуть шар? Я вам предлагаю надуть, с помощью соды и лимонного сока.
В бутылку сок лимонный наливаю
А в шарик соду насыпаю,
И на бутылку надеваю.
Сода в сок лимонный высыпается
И реакция начинается:
Углекислый газ выделяется,
А шарик мой надувается!
Вы уже убедились, что воздушные шары – удивительные предметы. Их можно не только исследовать, но и использовать их в игре. Хотите немного отдохнуть, тогда выбегайте в круг скорее. Посмотрите как много шаров в нашей удивительной стране, скажите они одинаковые? Чем они отличаются? Я предлагаю вам превратить шары во что-нибудь интересное, попробуем! (изготовление фигур из шаров)
Очень замечательные фигурки у вас получились, вы меня очень порадовали. Если вам понравилось путешествие в страну воздушных шаров – помашите своими шариками, если вы узнали для себя что-то новое, похлопайте в ладоши.
Спасибо вам большое за участие.
Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата.
В своей деятельности я руководствуюсь идеей М. Монтессори о том, что ребёнок легко учится тогда, когда не замечает того, что его учат.
Я хочу закончить мастер-класс такими словами:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному. Он может увидеть что-то новое, и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.