Наталья Анахина
«Путешествие в морские глубины»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательная
Вид деятельности: непосредственно - образовательная
Возрастная группа: Старшая
Тема: «Путешествия в морские глубины»
Цель: Расширять у детей знания и представления о морских жителях, их внешний вид, повадках, местах обитания, пользе и т. д
Программное содержание
Образовательные задачи: Формировать навыки словообразования в употреблении существительных с увеличительными суффиксами.
Публикация «„Путешествие в морские глубины“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Развивающие: Развивать связанную диалогическую речь, обучать умению составлять рассказы.
Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа:
1. Беседы расширяющие знания о жизни морских обитателей
2. Чтение стихов, загадок о них.
3. Рассматривание иллюстраций из альбома «Морские жители»
Словарная работа:
Названия морских жителей.
Материалы и оборудование:
1. Иллюстрации с изображением обитателей.
2. Презентация, мультимедийное оборудование
3. Изготовленные икринки разные по величине.
4. Подготовленный материал для украшения морского дна.
5. Музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Звучит шум волн. (слайд-1 море, волны)
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами не обычный день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причем не простое, а морское.
(слайд-2 морское дно)
Но прежде чем нам отправиться в морское путешествие давайте с вами вспомним какие рыбы бывают.
(слайд-3 пресноводные и морские рыбы)
Воспитатель показывает пресноводных обитателей.
Но есть еще одна проблема: под водой мы не сможем дышать. Как же нам ее решить?
(слайд-4 морское дно, выход волшебных слов)
(Как правило, дети предлагают надеть скафандры, сказать волшебные слова.)
Воспитатель. Вы просто молодцы! Предложили отличные варианты. У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произнесем, то перестанем быть просто ребятами, а станем самыми настоящими морскими жителями, кто кем захочет: рыбами, животными и даже водорослями.
В первый раз воспитатель читает стихотворение сам, за тем дети повторяют слова все вместе.
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать!
Сколько водорослей разных,
Звезд, медуз и рыб прекрасных.
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!
Рассказы детей о морских обитателях.
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого-нибудь узнаете?
(слайд-5 морское дно с рыбами)
Дети называют известных им обитателей морей, изображения которых воспитатель предварительно развесил в игровой комнате.
Морская звезда (слайд 6) _ Морские звезды — это морские беспозвоночные. Свое название морские звезды получили благодаря своей оригинальной форме. Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками и различными беспозвоночными. Живут морские звезды в среднем 30 лет.
Краб (слайд 7)__ Краб – морской житель. Он достигает размера от 3см до 20см. Имеет твердый панцирь, две клешни, ножки которыми он быстро передвигается по морскому дну. Его трудно поймать в воде. Живет краб в песке, под камнями, в водорослях. Питается мелкими рыбешками, малюсками и многими мелкими морскими жителями.
Скат (слайд 8)__ Скаты и вправду водятся в море, но в основном они плавают далеко от берега, и их не так уж много. Сами по себе они совершенно не агрессивны и скорее даже трусливы, и при возможности, если видят приближение человека, то стараются скрыться. Они имеют на конце хвоста шип который может быть ядовитым, но не смертельным.
(слайд-9 морское дно с рыбами)
Воспитатель. Вы просто умницы! В море живет множество обитателей, которые часто совсем не похожи на тех, кто живет на суше. Есть морские коровы, морские коньки., а сейчас к нам в море заплыли самые настоящие морские обитатели. Они приготовили для вас загадки. Я предлагаю всем занять места на песчаном дне (садится на ковер) и попытаться угадать, кто к нам заплыл. Только слушайте загадку до конца, никого не перебивайте.
В конце показывает изображение животного, о котором шла речь.
(слайд-10 кит, касатка, рыба-молот)
1. Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо».
Загадка:
Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывет - вода бурлит.
Эта чудо-рыба -. (кит).
(слайд 11 кит)
(слайд 12 акула, пиранья, крокодил)
2. Про эту рыбу К. Чуковский писал: «. - каракула, правым глазом подмигнула». Часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того, они все время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные раны.
Загадка:
В рот ей палец не клади,
За борт к ней не упади,
Ведь она в один присест
Жертву любопытства съест. (Акула)
(слайд 13 акула)
(слайд 14 шахматный конь, лошадь, морской конек)
3. Этот обитатель моря похож на шахматную фигурку. Он цепляется за веточки подводных растений и висит, как свечка или игрушка на новогодней елке. Плавает медленно, хотя его наземные «братья» довольно быстрые. Очень смешной на вид.
Загадка:
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его, дружок.
Рыбок друг (морской конек).
(слайд 15 морской конек)
(слайд 16 тюлень, черепаха, броненосец)
4. Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами перевернуться не смогут.
Загадка:
Кто так медленно ползёт,
Словно груз большой везёт?
Панцирь твердый, очень прочный.
Защитит и днём, и ночью.
Но всегда дрожит от страха
Долгожитель. (черепаха).
(слайд 17 морское дно с рыбами)
Воспитатель. Вы прекрасно справились с заданием, а теперь предлагаю немного подвигаться. Ответьте мне: откуда появляются рыбы? (Из икринок.) Наши рыбки решили с вами поиграть. Мы с вами на морском дне и они здесь спрятали много икринок, которые вам предстоит найти. Одну подсказку рыбки нам дали. Посмотрите, как выглядят спрятанные икринки, и приступайте к поиску таких же икринок в наших комнатах.
Игра: найди и собери икринки.
Дети ищут в комнатах заранее спрятанные «икринки» - заготовленные вами бумажные шарики. Размер «икринок» должен различаться. Это необходимо для того, чтобы дети могли выполнить задания на сравнение.
Физминутка
. Рыбка рыбке говорила.
Плавничками шевелила:
«Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка».
(Все слова сопровождаются движениями, которые показывает воспитатель, а дети повторяют.)
Воспитатель: Молодцы! А впереди у нас - новые приключения. Наше путешествие продолжается. В нашем море живут самые разные животные и рыбы. Сегодня мы много узнали о морских жителях, а теперь давайте создадим настоящее подводное царство. Но у каждого царства есть свой царь. Он самый главный в морском царстве. Вы, ребята, попробуйте угадать, про кого идет речь.
Загадка:
В царстве грозного Царя
Корабли тонули, шхуны,
Древних ценностей – не счесть,
Клады тайные здесь есть. (Нептун)
(слайд 18 Нептун)
Воспитатель: Итак, ребята я хочу предложить вам самим украсить морское дно. Вам предстоит проявить свою фантазию перед вами есть все,что вам нужно. Только для того чтобы начать игру давайте разделимся на 2 команды и посмотрим чья команда украсит свое морское дно лучше. (перед детьми будут лежать все морские принадлежности).
Игра: укрась морское дно.
(слайд 19 морское дно)
Воспитатель. Молодцы? А теперь посмотрите, какое красивое морское дно у нас получилось! И все хорошо справились с этой задачей. Но пора нам возвращаться в нашу группу. Давайте все вместе произнесем волшебные слова:
1, 2,3,4,5 – вот и в группе мы опять!
Вот ребята мы и побывали на морской глубине, много нового и интересного мы узнали. А, скажите кого мы с вами встретили и познакомились на морском дне?
(Ответы детей)