Татьяна Губина
«Путешествие в мир неречевых звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме:
«Путешествие в мир неречевых звуков»
Коррекционно - образовательные задачи:
расширять активный глагольный словарь и словарь существительных- названий музыкальных инструментов; закрепить пространственные отношения и предлоги: слева-справа, перед, за, между.
Коррекционно – развивающие задачи:
развивать музыкально-слуховое внимание и восприятие; слуховую память; логическое мышление (функции обобщения); развивать общую и мелкую моторику.
Публикация «„Путешествие в мир неречевых звуков“» размещена в разделах
Коррекционно – воспитательные задачи:
воспитывать любовь и интерес к природе и музыке.
Оборудование и материалы:
кукла Буратино; аудиозаписи звуков: природы, животных, птиц, бытовых звуков; 8-10 музыкальных инструментов (игрушечных: барабан, бубен, колокольчик, гитара, пианино, дудочка, свистулька, маракасы, деревянные ложки); мячи по количеству детей.
Ход деятельности
1. Организационный момент. Развитие связной речи и логического мышления.
Логопед. Ребята, мы с вами живем в огромном прекрасном мире, и этот мир наполнен различными звуками. Какие звуки вы слышите, когда идете по улице?
Дети рассуждают:" Звуки проезжающего транспорта, лай собаки, мяуканье кошки, разговоры людей, телефонные звонки, шелест листьев под ногами или скрип снега, шум дождя или ветра, детский смех и т. д. В парке или в лесу мы слышим пение птиц".
Логопед. Хотите, мы с вами сегодня отправимся в путешествие в царство звуков? На чем можно путешествовать?
Дети рассуждают – перечисляют виды транспорта.
Логопед. Выбираем самолет, отправляемся в полет.
Упражнение на координацию речи с движением «Самолет»
Ну-ка, летчики-пилоты,
Приготовились к полету.
К самолету подошли
И по трапу вверх взошли.
Начинается полет, Загудел наш самолет.
Вверх поднялся, полетел.
Летчик вправо посмотрел,
Летчик влево посмотрел.
Быстро полетел вперед
Пассажирский самолет.
Дети «улетают на самолете»: л-л-л-л….
2. Основная часть. Развитие слухового внимания, функции обобщения, активного словаря.
Логопед. Вот и прилетели в эту интересную страну звуков. Нас встречает Буратино: «Вы со мною поиграйте и загадки отгадайте. А загадки не простые, а звуковые. Согласны?»
(Включается аудиозапись звуков. Дети прослушивают и отгадывают, что звучало.
1. звуки природы (шум дождя, шум ветра, песня ручья, грохот грома, шум моря и крики чаек).
2. пение птиц (кукушки, соловья, дятла, стаи журавлей, филина)
3. голоса животных (кошки, собаки, слона, лошади, лягушки, пчелы)
4. бытовые звуки (стук в дверь, звонок будильника, бег, шаги, тиканье часов, звук разбившегося стекла, звук мотора).
Буратино. Мне понравилось с вами играть. Посмотрите и скажите, что я еще для вас припас?
(на столе расставлены игрушечные музыкальные инструменты: пианино, барабан, колокольчик, бубен, маракасы, гитара, металлофон, дудочка, гармошка,птичка – свистулька).
Буратино. Чтобы быть музыкантом, необходимо тренировать пальчики.
3. Пальчиковая гимнастика: (развитие мелкой моторики)[/b]
Пальчик, пальчик, непоседа.
Где ты бегал? Где обедал
Я с мизинцем ел калинку
с безымянным ел малинку,
ел со средним землянику,
с указательным – клубнику.
Обобщить – ягоды. Теперь наши пальчики готовы играть.
4. Игра «Узнай инструмент по звучанию».
Дети по одному подходят к столу, выбирают музыкальный инструмент и играют на нем. Другие дети, отвернувшись, отгадывают, звук какого инструмента они услышали.
Затем усложняем: двое детей играют одновременно на двух разных инструментах, а остальные дети отгадывают.
В конце создается мини – оркестр из 4-5 детей (играют сначала тихо, затем громко).
5. Игра «Расставь по местам». Закрепление пространственных отношений и предлогов. Дети выполняют действия по речевой инструкции логопеда: Поставьте барабан слева от гитары. Положите дудочку между барабаном и гитарой (и т. д. и т. п.) Дети выполняют и повторяют, какое действие произвели.
6. Логопед. Буратино, а наши дети знают еще одну интересную игру «Узнай по голосу, кто тебя позвал». Дети проводят игру.
7. Игра «Быстро – медленно». Развитие музыкально – слухового восприятия.
Логопед. Мы устали сидеть и стоять. Не пора ли нам потанцевать? Под быструю музыку дети прыгают, как зайчики. Под медленную музыку – плавно кружатся, как осенние листики (или снежинки). Если музыка выключается – танец прекращается (дети замирают на месте).
8. Игра «Летает – не летает». Развитие слухового внимания (с мячами).
Логопед. Я буду называть разные слова. Если я назову предмет, который летает, вы подбросите мяч вверх. Если же назову предмет, который не летает, ударите мячом об пол.
9. Игра «Подскажи словечко»
Логопед. Есть одна игра для вас. Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте. Где отгадка – там конец. Кто ответит – молодец!
Серый волк в густом лесу
встретил рыжую (лису).
На ветке не птичка –
зверек – невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?. (белка).
Он песню пел среди ветвей,
Его прозвали (соловей).
В лесу под щебет и под свист
стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись:… (дятел).
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Потому что это… (кот).
10. Подведение итогов занятия.
Логопед. Тут с игрушками простились, в путь - дорогу снарядились. На поезде помчались, быстро дома оказались.
Дети делают вывод: Каждая игрушка звучит по своему, если она находится в движении.
(если с ней производить действия).