Елена Ковалева
Применение кинезиологии при организации работы по взаимодействию с родителями в целях здоровьесбережения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение кинезиологии при организации работы по взаимодействию с родителями в целях здоровьесбережения дошкольников»
автор: Ковалева Елена Ивановна
Оглавление
1. Введение…3
2. Теоретические аспекты кинезеологии…5
2.1 Понятие кинезеология…. 5
2.2 Методы и приёмы…. 5
3. Список источников использованной литературы…. 7
Публикация «Применение кинезиологии при организации работы по взаимодействию с родителями в целях здоровьесбережения дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Кинезиология. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
4. Приложение…8
Введение
“Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”
Генрих Гейне
В настоящее время проблема здоровьесбережения детей дошкольного возраста весьма актуальна, так как от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Для счастливой жизни человека и успешной адаптации в социуме необходимо поддержание здоровья. Результаты исследований учёных свидетельствуют об ухудшении здоровья детей в последние годы. Исследователи связывают ухудшение детского здоровья с нестабильным социально-экономическим положением семей, последствиями экономических кризисов, имеющих место в нашей стране и мире в целом, генетическими аномалиями, несформированностью традиций здорового образа жизни в российских семьях.
Взрослым необходимо прививать детям здоровый образ жизни, формировать ценностное отношение к своему здоровью. Необходимость этого прописана в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. В Стандарте выделена образовательная область «Физическое развитие» реализация, которой предполагает: формирование у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, полезных привычках, охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для участия родителей в образовательной деятельности, поддержание семей воспитанников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
Актуальность
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Исследованиями отечественных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач.
Согласно определению здоровья - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а также, учитывая психофизиологию детей старшего дошкольного возраста, появилась необходимость применять в оздоровлении детей помимо традиционных методик и технологий, современный метод – кинезеологию. Для того, чтобы работа по здоровьесбережению детей была эффективной необходимо организовать взаимодействие с родителями по данной проблеме. Поскольку здоровье детей во многом зависит от взаимных установок родителей (законных представителей) ребенка и воспитателей ДОУ. Это взаимодействие будет оптимальным, если обе стороны доверяют друг другу и осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него навыков и установок здорового образа жизни.
Целью работы является – применение кинезиологических упражнений в целях умственного и физического оздоровления дошкольников в рамках совместного взаимодействия с родителями.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу применения кинезиологии в оздоровлении детей. Рассмотреть опыт применения педагогами метода кинезиологии.
2. Изучить и отобрать кинезиологические упражнения в соответствии с возрастом детей.
3. Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах формирования навыков по сохранению здоровья, применяя кинезиологические упражнения.
4. Оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка путём применения кинезиологических упражнений.
2. Теоретические аспекты кинезеологии
2.1 Понятие кинезеология
Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии». Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма.
Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
2. 2 Методы и приемы:
• Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата.
• Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
• Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
• Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
• Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
• Массаж – воздействует на биологически активные точки.
• Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Комплекс кинезиологических упражнений, подобранных мною, включает в себя:
-дыхательные упражнения, направлены на развитие чувство ритма, повышение энергетического обеспечения головного мозга, успокоение, снятие стресса. Не маловажную роль в развитии самоконтроля над поведением играет умение контролировать дыхание;
- растяжки, для нормализации тонуса мышц. Нарушения в психической и двигательной активности ребенка могут возникнуть на фоне любого отклонения от оптимального тонуса мышечной системы, что в свою очередь негативно сказывается на развитии;
-для совершенствования координации движений глаз, развития зрительного восприятия используют глазодвигательные упражнения, которые в свою очередь стимулируют все виды зрения (периферийное, централизованное, дистанционное, стимулируют работу вестибулярного аппарата;
- специфические упражнения для артикуляции или лицевой группы мышц улучшают работу черной субстанции и базального ганглия, контролирующих поведение, мышление и речь. Результатом регулярных занятий улучшается работа артикуляторного аппарата, движения становятся более скоординированными, что в свою очередь помогает добиться правильного звукопроизношения;
- формированию стабильных межполушарных связей способствуют специальные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Формирование психических процессов и учебных навыков улучшается в процессе развития левой височной и левой лобной долей головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи и повышении работоспособности.
В результате проведённой работы, ожидаем следующие результаты:
- Улучшение памяти, внимания и речи детей;
- Снижение утомляемости;
- Повышение способности к произвольному контролю;
- Повышение работоспособности;
- Активизация интеллектуальных и познавательных процессов.
3. Список источников использованной литературы
1. Голованова Т. Н., Медведева Е. Ю. Теоретические предпосылки использования кинезиологических техник в развитии моторной сферы детей с общим недоразвитием речи // Инновационная наука. 2019. №12. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-predposylki-ispolzovaniya
2. Ильина Г. В., Колдомасцева Т Кинезеологические упражнения на снятие тревожности у детей 6-7 лет в период адаптации к обучению в школе / Г. В. Ильина, Т. Колдомасова. - сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. Магнитогорск, 2020
Издательство: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова (Магнитогорск)
3. Скрипникова, А. В. Проблема здоровьесбережения в условиях современной дошкольной образовательной организации / А. В. Скрипникова, Н. И. Беляева, А. В. Немухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 290-292. — URL : https://moluch.ru/archive/230/53512/
4. Савченко В. В., Моисеева Т. Ю. Здоровьесбережение дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи / В. В. Савченко, Е. Н. Моисеева, Т. Ю. Питякина [и др. ]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 135-138. — URL : https://moluch.ru/archive/307/69115/