Соловьева Олеся
Причины возникновения плоскостопия. Средства для профилактики плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы
Причины возникновения плоскостопия
Плоскостопие - изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.
Различают врожденное и приобретенное плоскостопия.
Врожденное плоскостопие встречается редко, в основном это продольное плоскостопие.
Приобретенное плоскостопие наблюдается при нарушении кальций-фосфорного обмена (например, рахите, парезах и параличах мышц нижних конечностей (например, после перенесенного полиомиелита, после повреждений (например, неправильно сросшегося перелома костей голени, а также в результате наследственной предрасположенности, перегрузки нижних конечностей, избыточного веса и других неблагоприятных влияний.
Публикация «Причины возникновения плоскостопия, Средства для профилактики плоскостопия» размещена в разделах
Приблизительно до 7-летнего возраста у детей происходит естественное формирование продольного свода стопы, поэтому пониженный свод специального лечения не требует, но нуждается в постоянном наблюдении для выявления неблагоприятной динамики его развития.
Существует 3 степени плоскостопия:
1. Первая степень плоскостопия характеризуется отсутствием видимой деформации, что обуславливается пока еще слабой выраженностью сопутствующих изменений. При первой степени плоскостопия появляется быстрая утомляемость ног. Болезненность не явная, пациент может ощущать дискомфортные ощущения при надевании обуви. Иногда возможна отечность в утренние часы.
2. Вторая степень плоскостопия характеризуется умеренной выраженностью плоскостопия. Свод стопы на данном этапе прогрессирования заболевания исчезает, симптоматика усиливается. Так, боль становится более сильной, проявляется значительно чаще, помимо этого отмечается ее распространение к области лодыжек, а также к голени. Плавность походки на данном этапе проявления заболевания утрачивается, мышцы стопы утрачивают свойственную им эластичность.
3. Третья степень плоскостопия проявляется в еще более выраженной форме, чему сопутствует также и усиление деформации. Отечность и боль в стопах становятся постоянными спутниками общего состояния пациентов, помимо этого появляется очень сильная головная боль. Из болевых ощущений также присутствует боль в области поясницы. Отмечается снижение трудоспособности, затруднения возникают даже при необходимости преодоления незначительных расстояний. 3 степень плоскостопия данной формы лишает человека возможности с ней ходить, будучи обутым в обычную обувь ввиду крайней степени выраженности процессов деформации.
Плоскостопие у детей развивается на фоне следующих причин:
• избыточная масса тела
• частая ходьба босыми ногами по твердой ровной поверхности
• однообразная двигательная активность
• неудобная обувь
• травмы ног
• наследственность
• перенесенный рахит
• паралич мышечно-связочного аппарата стопы вследствие полиомиелита или детского церебрального паралича.
Существует 2 вида плоскостопия:
• Поперечное – наблюдается опущение поперечного свода. Постепенно длина подошвы уменьшается из-за веерообразного расхождения костей, ширина ее увеличивается, большой палец отклоняется наружу, а средний претерпевает деформации.
• Продольное – характерно уплощение продольного свода стопы. Длина ступни увеличивается, развивается косолапость. Характерным признаком заболевания считается быстрое изнашивание подошвы обуви по внутренней стороне. Голеностопный сустав при продольном плоскостопии малоподвижен.
Нередко при ранней постановке ребенка на ноги, травмах и неправильно подобранной обуви могут диагностировать вальгусное плоскостопие. Для него характерно опущение средней части стопы, разворот пяточной кости и пальцев, смещение оси в голеностопном суставе.
Средства для профилактики плоскостопия
Для эффективно воздействия на стопы ребенка необходимы комплексные и регулярные занятия без избыточной нагрузки. Для профилактики плоскостопия достаточны занятия в течение 10-20 минут 2-3 раза в день.
Средства профилактики:
• Массаж (массажные дорожки);
• Контроль веса;
• Обувь;
• Отдых и расслабление мышц голени и стоп;
• Изометрические упражнения;
• Подвижные игры.
Массаж ног при плоскостопии можно выполнять с помощью специальных массажных приспособлений: массажных шариков, роликов и ковриков. Хождение босиком по рыхлой, нервной поверхности вынуждает ребенка непроизвольно переносить тяжесть тела на наружный край стопы и поджимать пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Единичные занятия действенного эффекта не приносят, поэтому массажные дорожки и другой подобный инвентарь должны использоваться активно и регулярно.
Ходьба по ним не только обеспечивает массаж стоп и укреплению мышц голени и свода стопы, но и развивает подвижность голеностопного сустава, пальцев, формирует постановку и технику движения стопы в ходьбе.
Изометрические упражнения используются для укрепления связочно-сухожильного комплекса в виде мышечной нагрузки, которая выполняется на предварительно растянутых мышцах, связках и сухожилиях.
Примеры упражнений:
• «Пальцы спрятаны» - стоя, меняя положение ног, подгибать пальцы;
• «Пальцы привет» - стоя, опираясь на всю стопу, поднять пальцы. Переднюю часть стопы не отрывать от пола;
• «Пальцы поссорились» - стоя, стопы выворотно (пятки внутрь, носки врозь, ноги при этом врозь/вместе, колени прямые, большой палец приподнять вверх.
Отдых или расслабление мышц голени и стоп упражнения:
• Потряхивание стоп в положении сидя или лежа («болтать» ногами);
• Потряхивание или легкое постукивание пальцами рук по голени, в положении сидя, согнутые ноги врозь;
• Перекатывание или постукивание ногами (стопами, голенями) мяча или фитбола, сидя или лежа.
Подвижные игры (игры с захватыванием мелких предметов):
• Подъемный кран – кубики и брусочки лежат на полу. Ребенок сидит на полу, захватывая стопами (пальцами) кубики и ставит их друг на друга. Руками помогать нельзя.
• Собираем урожай (игрушки) – на полу рассыпаны желуди и каштаны (мелкие игрушки). Ребенок с корзинкой или коробкой быстро собирает «урожай» стопами, захватывая пальцами одной ноги.
• Сидячий футбол – ребенок и взрослый сидят напротив друг друга на расстоянии 2-3 м и пинают мяч в сторону противника, стараясь, чтобы мяч закатился или перелетел ему за спину. Мяч можно останавливать только ногами.
• Художники – сидя на стуле, ребенок зажимает пальцами ног карандаш или фломастер (стерженек со стороны мизинца). На полу лежит листок бумаги, на котором контуры фигур или простой рисунок. Задача – обвести картинки по контуру. (Раскрасить; Контуры двух цветов: для левой и правой ноги).
Список литературы
1. Мустафина Т. В. Профилактика плоскостопия у дошкольников 4-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2020. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя). (11) – ISBN 978-5-9949-2751-9
2. ПЛОСКОСТОПИЕ / [Электронный ресурс] // ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора: официальный сайт: [сайт]. — Режим доступа: https://cgon.rospotrebnadzor.ru/naseleniyu/zdorovyy-obraz-zhizni/ploskostopie/ (Дата обращения: 25.09.2023)
3. Плоскостопие у детей / [Электронный ресурс] // ЦМРТ: [сайт]. — Режим доступа: https://cmrt.ru/zabolevaniya/kostno-myshechnoy-sistemy/ploskostopie-u-detey/ (Дата обращения: 25.09.2023)