Бикбердина Файруза
Поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но это так. Кто же им поможет? Одной из злободневных и актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленного в этом направлении опыта.
Нашим детским садом накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в детском саду и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности каждого воспитанника. Темп и условия жизни изменили отношения общества к дошкольному детству.
Публикация «Поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности детского сада» размещена в разделах
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый социальный институт,
первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы детского сада зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Цель: поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности детского сада.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей и педагогов
2. Совершенствование уровня включения родителей в деятельность детского сада
3. Создание благоприятных условий для привлечения родителей к участию в деятельности детского сада
Пути решения задач:
1. Изучить рекомендации и руководства передового педагогического опыта
2. Разработать теоретический алгоритм по решению проблемы
3. Определить круг работы каждого специалиста и воспитателя
4. Подобрать анкеты, тесты для воспитателей и родителей
5. Подобрать и апробировать формы и содержание работы по привлечению родителей к деятельности детского сада
Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы.
Свою работу поделили на четыре блока: рекламный, диагностический, работа с педагогами, просветительский, и продолжили свою работу по всем блокам параллельно. Это дало возможность увидеть, что используемые в основном традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, досуги, когда родители только присутствуют как зрители, не дают положительных результатов взаимодействия с семьей, так как нет продуктивного общения всех участников образовательного пространства.
Тогда мы решили попробовать, чтобы родители превратились из зрителей в полноценных участников воспитательно - образовательного процесса. С этой целью был разработан план совместных педагогических мероприятий во всех возрастных группах.
Тему, формы и методы проведения совместной деятельности детей и родителей воспитатели определяют самостоятельно. Педагог планирует ход проведения мероприятия, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу. Родители становятся полноценными партнерами педагогических мероприятий, участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
Эффективно выстроенная технология взаимодействия с родителями посредством организации активных формы работы, координация деятельности всего педагогического коллектива, создание оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, существенно повышает уровень привлечения родителей к деятельности детского сада.
Показатели степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения (по методике О. В. Солодинкиной и А. А. Майера) и получили следующие результаты. Искренняя заинтересованность родителей педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских отношений. Способствует более легкому восприятию предлагаемого материала, побуждает к обмену опытом семейного воспитания. Целенаправленная работа всего коллектива детского сада делает родителей и сотрудников единомышленниками, сплотившимися для решения одной задачи – воспитание и обучение ребенка.
По опыту работы можно сделать вывод: активные формы работы с родителями, используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет успешным. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и детский сад могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
В 2013-2014г. хотим внедрить проект «Родительская почта» с целью наладить динамичную и действенную обратную связь в работе детского сада и семьи. Мы будим предлагать родителям тему, по которой они могут получить информацию. Установим ящики на видном и доступном месте в приемной группы, и предложим родителям задавать вопросы. Тематика меняется 1 раз в месяц и будет зависать от годовых задач, а может и от вопросов родителей которые посещают совместные педагогические мероприятия. После обработки и анализа будут предлагаться родителям такие педагогические мероприятия, на которых бы они могли вмести с детьми получить ответ на свой вопрос.