Мария Сушенцова
«Подводное путешествие». Конспект занятия по обучению грамоте
▼ Скачать
Конспект занятия по обучению грамоте
Тема: «Подводное путешествие» для детей старшей группы.
Программное содержание: Учить называть слова с определенным звуком, подбирать слова с этим звуком, определять место звука в слове, называть гласные и согласные звуки, совершенствовать диалогическую форму речи; закреплять составление предложений по схеме, порядковый и обратный счёт; развивать мелкую моторику рук; воспитывать чувство сопереживания, ответственность за команду.
Публикация «„Подводное путешествие“, Конспект занятия по обучению грамоте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Методы и приёмы: организационный момент, психогимнастика, сюрпризный момент, указания, создание проблемной ситуации, дидактическая игра, штриховка.
Словарная работа: команда, звук, слово, предложение.
Методическое обеспечение: Сундук, письмо, 2 карты-схемы группы, магнитофон, диск с записью классической музыки, схемы к игре «Какая буква спряталась», 3 сумки, листы белой бумаги на каждого ребёнка, трафареты «Жители водоёма», цветные карандаши, буквы для составления слов, маркеры.
Подготовительная работа: беседа об обитателях водоёмов, работа с планом группы, составление слов, предложений с помощью схем, рисование штрихом.
Методика проведения:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости - воспитатели из других детских садов, а гостям мы всегда рады. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте поприветствуем их.
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Сейчас, все внимание на меня.
Психогимнаатка:
Ребята, изобразите, пожалуйста, весёлую лягушку, сердитую акулу, испуганную рыбку, быстрого морского конька
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где живут эти животные?
Дети: В море, в реке, в океан, подводой.
Воспитатель: правильно, все эти животные живут в разных видах водоёмов, например, лягушка - в болоте, в пруду, акула в океане, рыба в реке и т. е. в подводном царстве. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в подводное царство. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, предлагаю вам надеть волшебные водолазные костюмы и маски, которые нам помогут дышать под водой Возьмите друг друга крепко за руки. Делаем глубокий вдох, ныряем.
Воспитатель: Ребята, смотрите, что это? (Обращаю внимание детей на сундук.)
Дети: Это сундук!
Воспитатель: Наверно, что-то там лежит? Давайте откроем его.
(Открываем, находим 2 карты - схемы и письмо) Воспитатель: Здесь лежат карты, а вот и письмо. Прочтём.
«Йо — хо - хо! Вы обнаружили наш тайник, где мы спрятали карты. Эти карты показывают где можно найти наши сокровища. Но их не просто найти. Надо пройти по трудным подводным тропам и выполнить все задания, которые указаны на карте. Здесь, в сундуке, есть жетоны, которые вам помогут. Желаю удачи.»
Джек Воробей.
Воспитатель: Интересное письмо. Вы готовы к трудностям, которые могут нам встретиться?
Дети: Да!
Воспитатель: Нам надо разделиться на команды, для этого нам пригодятся жетоны. (дети делятся на команды)
Воспитатель: Теперь нам надо дать название командам и выбрать капитана команды. Первая команда, название вашей команды - это обитатель водоёма начинающий на гласный звук, а у второй команды - это обитатель водоёма, который начинается с согласного звука. Помните, что капитан должен быть
находчивым, уметь выручать свою команду, выбирать правильные ответы, следить за тем, чтобы отвечали все дети. А ребята должны заработать как можно больше фишек своими правильными ответами.
(Дети выбирают капитанов и название команды)
- Итак, первая команда, как назвали свою команду? Кого вы выбрали
капитаном? (Ответы детей.)
Дети: Команду назвали «Акула». Капитаном у нас будет. (например -
Кирилл).
Воспитатель: Хорошо, вот ваша карта. Вторая команда, как назвали команду? Кого вы выбрали капитаном?
Дети: Команду назвали «Косатка». Капитаном у нас будет. (например -
Андрей). Вот ваша карта.
Воспитатель: У команды «Акула» задания расположены по порядку, а у
команды «Косатка» задания расположены наоборот, т. е. в обратном порядке.
Итак, команды готовы, можно отправляться в путь.
- Ребята, найдите на карте 1-е задание. Команда «Акула» под каким №
находится ваше задание?
Дети: № 1
Воспитатель: А ваше задание под №.
Дети: № 10
Воспитатель: Молодцы, смотрим. Слушайте задание: вам необходимо
назвать слова на звук: «Акулы» - ваш звук «А», а у «Косаток» - «О»
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот вам за правильные ответы - фишки.
Смотрим дальше на ваши карты и определяем место нахождение следующего
задания.
Воспитатель: Ребята, слушайте задание. Буквы решили поиграть с вами в прятки. Перед вами конверты, определите какой из конвертов ваш, откройте
его, найдите спрятавшиеся буквы и назовите их.
(команды по очереди называют буквы)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Идём дальше, смотрим на карту. Находим
следующее задание. Слушайте, внимательно. Пришла пора проверить наших
капитанов. Капитаны, вам предстоит расшифровать слова под или над
цифрами в таблице «Аквариум». Капитан «Акул» определи и назови под
каким конвертом находится твоё задание, а у вас «Косатки»? (3 и 8)
(капитаны выполняют задание)
А чтобы проверить наших капитанов, правильно ли они отгадают слова, выполним следующее задание. Вам загадаю загадки про жителей водоёма, эти отгадки и зашифрованы у капитанов.
Команда «Акулы», слушайте внимательно:
Вильнёт хвостом туда - сюда, И нет её, и нет следа. (Рыба)
Команда «Косатки», ваша загадка, слушайте:
Ползёт наоборот, задом наперёд,
Всё под водой хватает клешнёй. (Краб)
Воспитатель: Молодцы, а теперь вам надо составить ваши слова с помощью букв, (дети выполняют задание) Капитаны готовы? (проверяем капитанов) Вот вам за правильные ответы - фишки. Пора идти дальше. Смотрим на карты.
(Дети определяют место и № конвертов свое команды)
Воспитатель: Перед вами схемы предложений из 3 слов. Вам необходимо составить предложения по схемам.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Хорошо и с этим заданием вы справились. Получите фишки. Пора отправляться дальше.
(Дети определяют место и № конвертов свое команды)
Воспитатель: Перед вами на листах виды водоёмов. Но там нет обитателей.
Вам надо заселить. Водоём. Рядом лежат трафареты. Обведите их карандашом, дорисуйте и заштрихуйте. А виды штриховок, которые вы
должны использовать лежат в конвертах. На это задание вам даётся время.
Вот это песочные часы. Пока песок сыплется, вы должны выполнить задание.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: ребята, посмотрите на карты. Все ли задания мы выполнили?
Дети: Выполнили все задания.
Воспитатель: Посмотрите, здесь на карте, кроме цифр, есть ещё какой-то знак, где он находится. Давайте отправимся туда.
Вот мы с вами и нашли настоящий клад. Вам понравилось наше подводное путешествие.
Дети: Да!
Воспитатель: Нам пора возвращаться обратно. Закрыли глаза. Сделали глубокий вздох. Выдох. Открыли глаза. Вот мы и дома, А теперь подведём итоги. Сколько фишек вы набрали? Давайте откроем наш клад.
Литература:
1. Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// авт. – сост. Кулешова Л. А. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005
2. Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград, Учитель,2004.
3. Шулешко Е. Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму и счету. – М., Мозаика – Синтез,2001.