Дмитрий Доброхотов
Консультация «Подготовка будущих пятиклассников к адаптации в средней школе»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
Скоро Вас ожидает очень важный период в жизни Ваших детей -окончание начальной школы, и переход в среднее звено, где у них начнётся новая жизнь – среди новых педагогов, работников школы. Какой она будет – во многом зависит не только от школы. Очень хочется, чтобы новые перемены не отдалили вас друг от друга, а, наоборот, сблизили, сделали вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали им переживать трудные минуты жизни.
Публикация «Консультация „Подготовка будущих пятиклассников к адаптации в средней школе“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
Успешность адаптации младшего подростка в средней школе зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от «социальных умений и навыков».
СЛАЙД 2
Своеобразие подросткового возраста:
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка.
Во - первых, меняется ведущая деятельность. Если в дошкольном детстве – это игра, в начальной школе – это учебная деятельность (авторитет в классе чаще всего зависит от успеваемости). У младших подростков уже на первое место выходит общение со сверстниками. Авторитетом являются друзья, а не взрослые. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, большинству в школе интересно, потому, что там много друзей. Успеваемость перестает быть важным в жизни подростка. У ребят формируется потребность в достойном положении в классе, стремление избежать «изоляции», повышенный интерес к вопросу о «соотношении» сил в коллективе.
Во – вторых, это период начала полового созревания.
Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, яркая эмоциональность, отмечается ослабление памяти, работоспособности, внимания. Подобные функциональные отклонения характерны примерно для 70-80% школьников. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
В – третьих,
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Представление подростка о себе как о взрослом человеке в этот период не совпадает с мнением о нем окружающих людей: родителей, соседей, знакомых, и учителей. Путь осознания себя сложен, стремление обрести се6я как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние – от родителей, от семьи.
Внешне это отчуждение выражается в негативизме – стремлении противостоять любым требованиям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
СЛАЙД 3
Умения и навыки, определяющие успешность адаптации
1. умение осознавать требования учителя и следовать им;
2. умение устанавливать межличностные отношения со взрослыми;
3. умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
4. навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
5. навыки уверенного поведения;
6. навыки совместной (коллективной) деятельности;
7. навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
8. навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
СЛАЙД 4
Основные трудности ребят при переходе в среднее звено :
1. Изменение условий обучения (много учителей, много предметов)
2. Изменение требований (разные учителя - разные требования)
3. Новый этап психофизического развития
4. Увеличившийся темп и объём работы на уроках, необходимость самостоятельной деятельности
СЛАЙД 5
Рекомендации родителям:
1. Безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Это залог взаимопонимания в семье.
2. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и всех учителей-предметников. И, конечно, познакомьтесь лично с ними, установите контакт.
3. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
4. Постарайтесь участвовать в мероприятиях, проводимых в классе и школе. Такие мероприятия – возможность укрепления, в том числе детско-родительских отношений.
5. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребёнка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Негативные высказывания при ребенке в адрес окружающих (родственников, учителей, знакомых) формируют негативное отношение к окружающим у ребенка (негативизм) и являются причиной нарушений в сфере взаимодействия. Помните, что со временем такой стиль общения ребенок перенесет и в семью.
6. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Так Вы быстрее поймете, том числе, интересы своего ребенка.
7. Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе, но и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью. Даже если ваш ребенок в 4 классе стал самостоятельным в выполнении домашней работы, в 5 классе я Вам рекомендую в сентябре оказывать помощь (помогайте выполнять домашнее задание, но не делайте за него).
8. Помните, что самостоятельность формируется, в том числе и выполнением домашних обязанностей, формированием навыков самообслуживания.
9. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
СЛАЙД 6
Пятиклассники – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности.
Какие бы не были трудные периоды, помните, что и эти периоды проходят, если помочь детям на раннем этапе.
При возникновении вопросов, проблем вы можете обратиться в службу психолого-педагогического сопровождения. Специалисты своевременно получат ваш запрос и окажут необходимую помощь. Для этого:
1. Вы можете оставить письменное сообщение в журнале «Обращения в Службу сопровождения», который находится на вахте школы-интерната;
2. Направить письменное обращение на адрес электронной почты psyhologigrota@grot-school.ru
3. В рубрике «Пишите, мы поможем!» заполнить Гугл-форму с обращением.
4. Обратиться к специалистам по адресам электронной почты, указанной в виртуальной приёмной Службы психолого-педагогического сопровождения.
СЛАЙД 7
Ещё одна возможность получить информацию или обратиться к специалистам службы сопровождения - выбрать на главной странице нашего сайта ярко-зеленую кнопку «Виртуальная приёмная»