Светлана Павлова
«Песочные приключения». Организация деятельности младших дошкольников в период адаптации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«ПЕСОЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»
Организация деятельности младших дошкольников в период адаптации в ДОУ
В работе с детьми дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду, мы обратили внимание, что у малышей в большей степени проявляется повышенная тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишняя впечатлительность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. В ходе наблюдения в процессе создания игровых ситуаций было выявлено преобладание количества детей, которые испытывают трудности в адаптации к ДОУ. В связи с этим, мы разработали программу «Песочные приключения», которая направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Реализуя содержание программы, мы используем песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.
Отличительной особенностью программы является комплексное развитие мелкой моторики, речи, творческого воображения, индивидуальных и творческих способностей воспитанников. В работе используется метод сотрудничества ребёнка и педагога, ребёнка и родителя, родителя и педагога.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что рисование песком не только интересная, увлекательная, занимательная деятельность, которая развивает творческий потенциал ребенка, но и повышает самооценку, уверенность в себе, развивает психические функции, мелкую моторику рук дошкольников. Развивающие занятия открывают возможности для позитивной социализации ребенка.
Формы работы с детьми:
В процессе реализации программы используются сочетание традиционных и нетрадиционных форм, методов и приемов работы, стимулирующих познавательную, творческую, социальную активность воспитанников:
• наблюдение;
• словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
• наглядные (показ педагога, пример, помощь);
• практические (самостоятельное и совместное выполнение задания, рисование цветным песком, просыпание цветной морской солью);
• игровой (игры – коммуникации; познавательные игры);
• элементы сказкотерапии.
Использование методов и приемов способствуют успешному освоению воспитанниками познавательного материала, повышению качества образовательной деятельности, детской активности в процессе познания и творчества.
Программа предусматривает индивидуальную форму обучения или подгрупповую (с учётом особенностей развития и состояния здоровья детей, по установленному расписанию. Занятия проходят в очной форме.
Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий:
1. Игры в песочнице проводятся индивидуально с каждым, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы ребенок, уже был адаптирован к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие не навязчиво завершается.
4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок с помощью педагога или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.) На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться, но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком. Правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника.
Работа с родителями
Для успешной адаптации детей нами были реализованы мини-проекты в рамках программы, где родителям было дано задание поиграть дома с песком, либо с мукой, т. к. рисование песком имеет ряд важных аспектов, которые не дает классический рисунок, а игра способствует расслаблению и снятию напряжения. Играя дома с родителями, дети выражают свои эмоции, чувства, фантазию и приносят свой положительный опыт в ДОУ, где с помощью фото делятся с другими детьми.
В конце обучения, воспитанники смогут создать итоговую историю, серию работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов, смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования на песке, что использованы на заданном им образце).
По прошествии 2 месяцев работы, в ходе активного наблюдения за детьми, мы отметили уменьшение количества детей с тревожностью и нежеланием посещать детский сад. А также убедились, что игра с песком способствует:
- Быстрому установлению доверительных отношений между воспитателем и ребенком;
- Происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя;
- Ребенок быстро и осмысленно осваивает нормы, правила поведения и общения в группе;
- Ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующие ситуации «Расставание с родителями, встреча с неизвестным», осваивая позитивные способы поведения.