Анна Бровко
Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива
Автор: воспитатель МБДОУ № 35 станицы Ленинградской Краснодарского края Бровко Анна Александровна
ДЕТСТВО–это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
ДЕТСТВО – это значит дети!
ДЕТИ – это значит МЫ!
Р. Рождественский
Публикация «Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива» размещена в разделах
Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально – личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека.
Все эти качества можно развить у детей через формирование детского коллектива.
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поисков наиболее эффективных средств и методов педагогических и психологических воздействий на формирование детского коллектива.
Работая с детьми в нашем детском саду, я столкнулась с проблемой формирования детского коллектива. Дети в группу поступают из разных садов. В группе также есть дети, которые мало или совсем не посещали детский сад. В связи с этим возникают трудности формирования детского коллектива.
Целью нашей работы стал поиск средств и методов педагогического и психологического воздействия на формирование детского коллектива.
Эффективным средством педагогического воздействия стала организация обсуждения детьми содержания предстоящей деятельности, способов ее осуществления, прогнозирование промежуточных и конечных результатов, стимулирование взаимного обмена мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности и в итоге естественно подведение их к самостоятельному решению того, как лучше организовать предстоящее дело, определить последовательность действий и распределить роли. Например, принятие решения о подготовке спектакля «Теремок» дало широкую ролевую палитру для проявления детского творчества в соответствии с личными интересами: дети стали актерами, костюмерами, художниками, гримерами и т. д.
Если дети затруднялись в самостоятельном планировании деятельности, мы использовали вопросительный стиль общения с подгруппой. Верно, составленная система вопросов позволила детскому коллективу самостоятельно определить перспективы предстоящей деятельности «не замечая» помощи педагога.
Активизация коллективного поиска путей и способов исполнения задуманного обеспечивается создаваемыми педагогом проблемными ситуациями, не имеющими однозначного решения (как лучше и интереснее провести День именинника, день открытых дверей для родителей, вечер сюрпризов для малышей). Проводя своеобразные тренинги решения разных задач, мы тем самым готовили детей к последующей самостоятельной совместной деятельности, сотрудничеству, сотворчеству.
Этапом в коллективном взаимодействии стало распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того, чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, нам было важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом наша задача была не просто изучить ребенка, а помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью нами были организованы: выставки личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных способностей детей позволило наметить перспективу развития коллективного творчества.
Организуя коллективную деятельность, можно по-разному объединять детей для достижения общего результата, с учетом опыта их коллективного взаимодействия.
Самым простым является объединение детей общей целью и общим результатом. При этом планирование и совершение действий каждым ребёнком происходит автономно. Например, приняв общую цель – сделать пригласительные билеты на театральное представление для родителей, ребенок разрабатывает и осуществляет свой вариант оформления такого билета. В результате родители получают приглашение на праздник, а детский коллектив испытывает чувство радости от полученного результата.
Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.
Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Таким примером стало участие в конкурсе детских исследовательских работ «Я – исследователь» с работой «Всё дело в шляпе». Определить проблему помогла созданная нами взрослыми ситуация. Мы принесли собранные со всего детского сада шляпы из уголков ряженья для фотосессии. Дети, примеряя их, называли все головные уборы «шапка». На просьбу назвать каждый убор так, как он называется, возникли растерянность и естественный вопрос «а как?». Тогда мы предложили узнать больше о разных шляпах, шапках и шапульках. Разделившись на подгруппы, начали исследование. Одна подгруппа изучала историю возникновения и разнообразие головных уборов, сравнивали их по форме, цвету, материалу, считала и группировала их. Вторая подгруппа составляла «шляпный» словарик. Все вместе мы знакомились с художественными произведениями, учили стихи, пословицы, поговорки. Рассматривали «шляпу» со всех сторон: и как произведение искусства, и как атрибут для театрализованной деятельности. Делали подборки необычайно красивых шляп и шапок. Эти книжечки дети по очереди с удовольствием брали на вечерок домой, рассматривали всей семьёй и оставляли свои пометки в опросниках, которые мы разработали. Вместе с детьми создали шляпную мастерскую. Старались творчески подходить к делу. Изготовляли и украшали настоящие шляпы, работали дизайнерами, конструкторами и мастерами по изготовлению шляп. Во время совместной работы учились договариваться, работать дружно, быть внимательными друг к другу. Презентовали свои работы, что было не просто, но весело.
Для участия привлекли родителей - устроили «Шляпный бал», для которого мамы и бабушки помогли сшить шляпы.
Работа над проектом показала, что в ходе коллективной деятельности необходимо оказывать детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивать значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.
Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата.
На стадии становления коллектива мы выступали в роли организаторов совместной деятельности. Демонстрировали детям способы планирования и организации совместных действий, создавали проблемные ситуации, требующие коллективного сотрудничества, проводили тренинги, развивающие у детей умения совместной деятельности.
По мере развития детского коллектива мы взрослые перешли на позицию равноправного участника совместной деятельности детей. Общение на равных помогло нам вовлечь в коллективную деятельность «изолированных» детей, выявить их достижения, привлечь к ним внимание сверстников.
В итоге коллектив детей достиг высокого уровня сотрудничества, и мы педагоги преимущественно заняли позицию консультанта, сверстника.
Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.