Матрена Николаева
Парциальная программа «Читаем — все»
▼ Скачать + Заказать документы
коллаборация детского сада, Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) и сообщ
Я хочу вас познакомить с Парциальной программой Читаем все, которую написали мои коллеги совместно с нашей республиканской национальной библиотекой РС (Я).
Программа вышла через электронную библиотеку. И идейным вдохновителем данного проекта была И. И. Комарова.
Публикация «Парциальная программа „Читаем — все“» размещена в разделах
Парциальная программа «Читаем все» является составной частью сетевого республиканского проекта «Читаем все», входящего в экосистему развития одарённости в проект «Одарённый ребёнок».
Все мы знаем, что привлечение детей к чтению – эта задача, которую решают не только библиотеки. Этим занимаются также и образовательные организации, музеи, театры, дома детского творчества, книжные издательства и другие организации, работающие с детьми, а основным институтом социализации ребёнка – эта конечно же является семья.
Сейчас все современные дети больше сидят на разных гаджетах и поэтому сейчас как никогда актуально поддерживать чтение. Чтение, как ценность нашего общества утрачивается. Поэтому необходимо всесторонне поддерживать чтение детей, преодолевая межведомственные барьеры и объединять усилия всех специалистов, входящих в инфраструктуру детского чтения.
Что мы делаем в нашем детском саду, чтобы эта ценность не утрачивалась:
1. Это написали программу и она действует. Т. е. мы её используем в работе с детьми. Каждый день работаем с детьми в центрах литературы, письма и неотразимого чтения. Также проводим сессию «Юный чтец». Сессия «Юный чтец» проводится в каждой группе независимо от возраста 1 раз в месяц. Стихи обычно выбираем мы сами воспитатели по теме проекта, которая идет в данный момент той или иной группе. Или же стихотворения подходящие по теме календарных праздников.
2. Это создание библиотеки. Т. е. в 3х наших корпусах работают публичные библиотеки. Они находятся в общедоступном месте, где родители с детьми могут в любой момент одолжить понравившуюся книгу. У нас достаточно много книг, которые нам дарят выпускники, спонсоры, родители, министерство образования. В каждом корпусе есть ответственные за библиотеку. Они сделали сайт, каталог книг в электронном формате, где любой родитель может зайти на сайт библиотеки и сам самостоятельно оформить формуляр читателя.
Мы начали работу:
• со знакомства с книгой дома, в детском саду, библиотеке;
• с создания комфортной информационной среды;
• обустройства и дизайна внутренних помещений библиотеки и специального их оборудования;
• выделения зон для уединенного чтения;
• организация фонда открытого доступа.
Задачи библиотеки:
• Предоставить информацию целевым группам родителей с детьми
• Предоставлять образовательные возможности для обучения и ресурсы для воспитателей;
• Разрабатывать библиотечные программы для детей
• Предоставлять программы, ориентированные на развитие детей младшего возраста, в дополнение к программам для дошкольников от 3 до 7 лет.
Порядок работы: т. е. что нужно для создания библиотеки
• - Приказ заведующего детского сада о создании библиотеки;
• - Договоры о сетевом партнёрство с муниципальными, национальными, областными или федеральными библиотеками;
• - Программа деятельности библиотек;
• - Положение о библиотеке;
• - Инструкция об учете библиотечного фонда.
Функции библиотеки:
• - формирование интереса к чтению, что способствует увеличению словарного запаса.
• - обеспечение и формирование среды для чтения, в которой дети, малыши и дошкольники, получают развитие, навыки готовности, необходимые для начала учебы в школе.
• - реализация новых технологий в образовании.
Библиотека детского сада обеспечивает:
• - Досуги, библиотечные часы.
• - Посещение библиотеки воспитанниками и родителями.
• Проведение досуговых мероприятий познавательно-речевой направленности.
• Знакомство с книгой.
• Ежедневное визуализация книги.
Требование к оформлению библиотеки в детском саду:
• Рациональнаяорганизация
• Педагогическаяцелесообразность
• Эстетичность
• Соответствиевозрасту
• Удобство
• Безопасность.
3. Образовательные проекты это:
• постановка героического эпоса олонхо. Один из первых наших проектов перед пандемией это постановка героического эпоса олонхо, которую мы ставили на большой сцене совместно с нашими родителями. И конечно же зрителями были наши воспитанники и родители. Каждый сотрудник нашего детского сада вложил частичку себя в этот спектакль.
• в этом году совместно с Арктическим государственным институтом культуры и искусства поставили уникальный спектакль «Морозовские сказки: в музыкальном царстве, в шахматном государстве», где участниками стали также наши воспитанники, родители и сотрудники нашего сада.
• для формирования любви к грамотности в детском саду с начала пандемии работает проект «Шкатулка сказок», в котором активное участие принимают наши родители. В период пандемии он работал дистанционно, т. е. родители снимали видео и потом мы это могли смотреть и слушать с детьми в группе. Теперь этот проект работает у нас очно, т. е. каждую неделю мы приглашаем к себе в группу родителя и слушаем сказку. И по итогам каждого учебного года самым активным нашим родителям, которые участвовали в проекте, детский сад вручает кубки.
Таким образом, использование педагогом в своей работе названных форм взаимодействия с семьей, коллаборация коллектива детского сада с публичной библиотекой, родительской общественностью в период дошкольного детства позволяет создать коллектив единомышленников, ориентированных на приобщение дошкольников к художественной литературе и развитие умений творческой художественной деятельности.