Гюзель Дмитриева
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Формирование личности начинается с детства. Ребёнок усваивает определённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.
В дошкольном возрасте возникновение интереса к себе, и окружающим людям считается важнейшим достижением в развитии личности.
Публикация «„Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования“» размещена в разделах
Помогая ребёнку, педагог может повысить его самооценку, как свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позиций, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстоять его. А также, расширять представления ребёнка об изменении позиций в связи с взрослением (уважать и помогать старшим, в том числе пожилым людям и людям с ограниченными возможностями). Через символические и образные средства углублять представления о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Поэтому, подбор педагогических средств формирования первичных представлений о себе, и других людях становится в настоящее время особенно актуальным как правильного построения основ будущей личности ребёнка.
Анализ недостатков в результате процесса.
Дошкольники недостаточно имеют пониманий:
о себе, своей семье;
о равенстве людей (социального происхождения этнической принадлежности, религиозных и других веровании, их физических и психических особенностей);
о том, что он является гражданином свободной страны;
Анализ недостатков в основном процессе.
Недостаточно разработаны конспекты образовательной деятельности;
В календарно-тематическом планирований мало тем, о формировании первичных преставлениях о себе, и других людях;
Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности.
Отсутствие современных мультимедийных методических пособий; Необходимость повышения квалификаций педагога;
Недостаточное использование всех возможных форм, методов и приемов работы с детьми из-за их недоступности;
Мало подобрано дидактических игр и пособий;
Формирование первичных представлений о себе, других людях у детей дошкольного возраста предполагает использование в деятельности педагога новых средств работы с детьми.
Противоречия.
Формирование у детей первичных представлений о себе, и других людях требует методического обеспечения, однако далеко не каждый педагог на должном уровне владеет компьютерными технологиями и наблюдается недостаточный уровень готовности педагогов к применению ИКТ в образовательном процессе. Проблемы внедрения ИКТ-технологий в практику работы.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Проблема заключается в подборе эффективных средств по формированию у дошкольников правильного построения основы развития личности.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры Конкретизация Проявления в действиях и в речи ребёнка
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Формирование первичных представлений о себе, о других людях. Имеет интерес к общению со взрослыми и активно подражает им.
Имеет уважительное отношение к себе, и другим людям.
Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Формирование познавательных действий, становление сознания в социальном мире. Играет в игры, в которых воспроизводит действия социального мира.
Участвует в совместных с взрослыми проектах «мой фотоколлаж семьи», «мы такие разные».
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумать объяснения поступкам людей. Расширение представлений о своей принадлежности к человеческому сообществу. Наблюдает за другими людьми, рассказывает о себе, и своей семье.
Проявляет интерес к детям разных стран.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, сверстниками, окружающими людьми. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от пола, места жительства, наций, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностях предполагает использование мониторинга развития и формирование у дошкольников первичных представлений о себе, других людях в процессах самопознания, самовоспитания, самоутверждения, самоопределения.
Для решения проблемы по формированию первичных представлений о себе, и других людях необходимо проводить:
Предварительный просмотр познавательных сюжетов по заданной теме;
Изобразительную деятельность по развитию первичных представлений представлении у дошкольников о себе, других людях «кто меня окружает», «мы такие разные», и др.
Этические беседы: «я человек», «какими должны быть люди», «любовь к ближнему».
Чтение художественной литературы по познавательной тематике (рассказы о жизни людей, а также этапов жизни, о нормах поведения в социальном мире).
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Поликлиника», «мой любимый детский сад».
Дидактические игры «Кто кем будет?», «Угадай кем будет мама».
Экскурсии в школу.
Загадки про профессии.
Создание портфолио «Тот, кто меня окружает».
Использование ИКТ в работе с родителями.
Изменения в средствах обучения и воспитания:
Интеграция образовательных областей;
Использование новых медийных средств.
Изменения в контроле :
Наблюдение с целью выявления умения детей применять полученные знания в различных видах деятельности и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Мониторинг воспитательно-образовательного процесса
В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где знакомство с окружающими людьми в социальном мире, включено в образовательную область познавательное развитие» ребёнка, может приобрести следующие качества:
Критерии наблюдения Показатель Проявление в поведении Диагностика
Выявление знании о себе Имеет представление о себе Дает себе общую положительную оценку («Я хороший», «Я большой», «Я могу!») Наблюдение
Выявление умения выражать эмоциональное состояние человека. Имеет представление о эмоциональных состояниях. Замечает и адекватно реагирует на эмоциональные состояния взрослых и детей (радость, печаль, гнев);
Доброжелательно относится к деятельности сверстника
Наблюдение в игровой деятельности
Выявление знании о его окружений. Имеет представления о социальном мире, в котором он живёт Знает элементарные нормы и правила поведения (можно поменяться, поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, утешить, нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова) Наблюдение во время игровой деятельности
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Согласно требованиям ФГОС к условиям реализации основной программы, для того чтобы работа над развитием познавательного воспитания была успешной и плодотворной, в работе ДОУ должны произойти существенные изменения:
Кадровые:
Полная комплектация состава кадров;
Посещение курсов повышения квалификаций по первичному представлению дошкольников старшего возраста о себе, других людях;
Проведение педсоветов;
Научно-методические:
Приобретение в методический кабинет программы и новинки по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях;
Создание картотеки художественных произведений, а также мультфильмов в соответствиях данной теме.
Изучение воспитателями методических источников и педагогической литературы, составление и обсуждение перспективного плана по формированию первичных представлений о себе, других людях.
Имение доступа интернет-ресурсов (к электронному журналу «Детский сад теория и практика», www/nsportal/ru, www/maam/ru, www/sipkro/ru) для получения знаний по самообразованию педагогов.
Материально-технические:
Приобретение мультимедийного оборудования для показа детям различных познавательных фильмов, мультфильмов и дидактических игр по формированию первичных представлений о себе, других людях.
Оснащение игрового оборудования в соответствии САНПИНА для проведения занятий на более высоком уровне.
Нормативно-правовые:
Письменные разрешения родителей для посещения театров, экскурсий.
Для проведения экскурсий договор с экскурсионным агентством и разрешение заведующего ДОУ.
Информационные:
Проведение дистанционного общения с коллегами по обмену опытом и информацией.
Организационные:
Организаций экскурсии в общественные места (школы, театры, и др.)
Пополнение разработанных конкретных рекомендаций по формированию первичных представлений на официальном сайте ДОУ.