Фадеева Евгения Анатольевна
Опыт работы по формированию здорового образа жизни воспитанников с учётом их индивидуальных возможностей
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Именно поэтому одной из ведущих задач дошкольного воспитания в соответствии с ФГОС является формирование основ здорового образа жизни.
Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Публикация «Опыт работы по формированию здорового образа жизни воспитанников с учётом их индивидуальных возможностей» размещена в разделах
В последнее время явно видна тенденция к увеличению детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимально равные условия обучения, для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса.
Мы педагоги, должны спроектировать новые формы организации образовательного пространства. В связи с этим осуществление инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы актуально в настоящее время как никогда. Учитывая особенности развития воспитанников с ОВЗ, каждое мероприятие, проводимое в ДОО, должно не только способствовать сохранению и укреплению их здоровья, но и информированию о здоровом образе жизни, его составляющих.
Как сформировать у детей представление о том, что здоровье – это одна из высших ценностей?
Представляем свой опыт работы в данном направлении. Хочется отметить о систематичности проводимой работы и ее разносторонности. В первую очередь мы делаем акцент на создании здоровьесберегающей среды — гибкой, развивающей, не угнетающей ребёнка системы, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Актуальность этого компонента возрастает с учетом наличия в группе воспитанников с РАС.
Говоря о создании здоровьесберегающего пространства для детей, мы подразумеваем следующие направления:
комфортность пребывания ребёнка в учреждении;
создание безопасной предметно-развивающей среды;
реализацию потребностей ребенка в движении;
предоставление детям возможности развиваться в индивидуальном темпе.
Принимая во внимание тот факт, что дети с РАС склонны уединяться, в группе оформлен центр уединения, который способствует сохранению эмоционального благополучия воспитанников и как следствие их психического здоровья.
Соблюдение режима дня, выполнение утренней гимнастики и гимнастики после сна, чередование режимов интеллектуального труда и физической активности во время занятий, методически правильная организация прогулок – традиционные составляющие здоровьесберегающей среды в ДОУ. В своей практике мы активно используем и закаливающие процедуры, такие как:
- умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук;
- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной);
- воздушные ванны после сна;
- ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна.
С учетом особенностей детей с ОВЗ и, в частности, с РАС много времени мы уделяем развитию мелкой моторики, включая в режимные моменты пальчиковые игры, игровой массаж, игры с крупой и песком.
Также стараемся включать в самостоятельную деятельность воспитанников дидактические игры и пособия, способные закрепить их знания о ЗОЖ. В основном это игры самостоятельного изготовления, преимущественно на липучках. Среди них: лото «Полезное – вредное», пазлы – перевертыши, игра – ходилка «Режим дня» и т. д.
Кроме того, в группе имеется центр спорта и здоровья, который оснащё н необходимым традиционным и нестандартным оборудованием: мячи, скакалки, кольцебросы, массажные коврики, массажеры су-джок, ортопедическая дорожка, эспандеры, массажеры из пластиковых яиц, массажные рукавички и др.
Наряду с созданием здоровьесберегающей среды мы активно проводим информационно – просветительскую работу с детьми и их родителями.
Так, с детьми систематически проводятся беседы по формированию основ здорового образа жизни. Среди них: «Что такое здоровье», «Скажи здоровью – да!», «Зарядка и Простуда», «Осанка – стройная спина», «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит» и др;
Своей заслугой считаем разработку цикла НОД по данному направлению в нетрадиционном формате – ток – шоу. Выбор данной формы не случаен и весьма актуален, он позволяет детям рассмотреть проблему здорового питания с разных сторон, отметить для себя полезные свойства продуктов и некоторых растений, продегустировать варианты полезных и вкусных блюд для питания дошкольника, включить элементы экспериментальной деятельности. В цикл вошли следующие темы: «Про молоко», «Не все вкусное - полезно», «Дело о Шоколаде», «Аптека на грядках». Разработка занятий продолжается, готовятся к выходу такие темы, как «Витаминный приговор», «Кулинарные страсти» и др.
В основе всей нашей работы лежит приобщение детей к здоровому образу жизни. Важно, чтобы ребенок сам понимал всю важность оздоровления своего организма. Без принуждения мы постарались создать такие условия, чтобы каждый ребенок сам захотел принять участие в оздоровительных мероприятиях и процедурах. Нетрадиционные формы работы на практике всегда являются более интересными и познавательными. Мы используем:
- оздоровительные пробежки, проводимые с детьми в дни отсутствия занятий физической культурой;
- дыхательную и звуковую гимнастику, преследующие своей целью – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей;
- самомассаж (ушных раковин, пальцев итд) – помогает повысить защитные средства слизистых;
- методики релаксации, которые развивают способность к преодолению внутреннего напряжения;
- сказкотерапию - с целью оказания мягкого влияния на поведение и установки ребенка, создать условия для его психического комфорта.
Как было сказано выше, не остаются без внимания и родители воспитанников. Так, итогом текущего периода стали:
- консультации «Здоровые дети в здоровой семье», «Соблюдаем режим дня», «Подводные камни фастфуда», «Компьютер – за и против», «10 заповедей здорового образа жизни».
- памятки и буклеты: «Как правильно чистить зубы», «Сказка глазами детей и родителей», «Полезные привычки, которые необходимо сформировать у ребенка», «Как сбалансировать питание дошкольника», «Примерный режим дня дошкольника», «Игровой массаж – интересно и полезно!».
- практикумы по проведению зрительной гимнастики, профилактике плоскостопия и нарушений осанки.
- агитплакаты по здоровому питанию, фитотерапии, соблюдению режима дня.
Наличие в группе воспитанников с РАС акцентирует внимание на более тщательной работе с родителями и воздействие на ребенка через них. Таким образом, много времени уделяется индивидуальным беседам.
Это лишь часть продуктивной работы с родителями воспитанников, которую мы активно продолжаем.
Подводя итоги, хочется отметить, что поскольку большую часть времени в ДОУ ребенок проводит в группе, то сохранение и укрепление его здоровья зависит от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя. Безусловно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу, но, если каждый из нас задастся этой целью - выиграют в итоге, наши дети, наше будущее.
Помните, что здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, а также определенный прогноз на будущее.