динара султанова
Проект «Обычаи и традиции башкир»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.
История Башкортостана, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края.
Публикация «Проект „Обычаи и традиции башкир“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, традиции и обычаи.
Самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог – ребёнок – родитель».
Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.
Цели:
приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир;
воспитание толерантного отношения к другому народу.
Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:
создание развивающей среды;
проведение систематического знакомства (обучение) с традициями и обычаями башкирского народа использованием наглядного материала;
привлечение к данной теме родителей.
Задачи:
1. Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.
2. Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).
3. Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.
4. Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
5. Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.
Формы и методы работы
1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).
2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
3. Художественно-продуктивная деятельность: лепка, рисование.
4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.
5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.
Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него.
Этапы реализации:
подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, составление тематического планирования мероприятий;
основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта.
Заключительный– макет
Ожидаемый результат-дети знают:
место проживания: республика, город; предприятия родного города и их значимость; символику республики, города, достопримечательности, климатические условия; умеют находить на карте крупные города республики; свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Столицу своей Родины, ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Флаг, герб, гимн России;
называют представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважают их культуру и традиции; национальные игры, с удовольствием в них играть.
Перспективный план по реализации проекта
Задача проекта : Знакомство воспитателей, родителей с содержанием работы по проекту. Подборка детской и научно – популярной литературы.
1. Дидактические игры: «Кто больше найдет и назовет башкирской посуды?»,«Собери орнамент», «Назови башкирское блюдо», «Составь башкирскую обувь : ситек, быйма», «Найди и назови женский головной убор», «Составь башкирское нагрудное украшение».
2. Подвижные игры. «Юрта», «Платок», «Невод», «Курочка»,
«Ак тирак», «Курай».
3. Родина моя – Башкортостан.
Формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине. Познавательное занятие:
«Родина моя-Башкортостан».
Рисование «Курай».
4. Национальная башкирская одежда.
Познакомить детей с особенностями башкирской одежды.
Развивать умение подбирать цвета и составить узоры национального калорита. Рисование «Ситек».
5. Башкирское жилище.
Формировать знания детей о башкирском народе, познакомить с особенностями жилища. Познавательное занятие «Башкирское народное жилище».
Лепка «Юрта».
6. Башкирская народная музыка.
Башкирские музыкальные инструменты.
Познакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами и музыкой. Разучивание башкирской народной песни
7. Башкирская кухня.
Расширить знания об особенностях национальной кухни.
Вывод
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Литература
1. «Я Родину хочу свою познать» Р. Х. Гасанова. Уфа-2007.
2. «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ».З. Г. Нафикова. Уфа-2011.
3. Л. Н. Гасанова, Р. Х. Гасанова «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ,2012г-136с.
4. Р. Л, Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008-100с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.
5. Р. Л, Агишева, Ф. Х. Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
6. 8.«Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.
7. Г. М. Нафикова. Уфа-2004.
МДОБУ детский сад №25 г. Белорецк
Проект :
«Традиции и обычаи башкирского народа»
Участники: дети, воспитатели, родители
Вид проекта : познавательный
Тип проекта : среднесрочный (апрель-май)
Подготовила: Султанова Д. А.