Получи документы

Обучение детей дошкольного возраста грамоте как важнейший компонент при поступлении в 1 класс (из опыта работы)

Татьяна Скарлыгина
Обучение детей дошкольного возраста грамоте как важнейший компонент при поступлении в 1 класс (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

«Обучение детей дошкольного возраста грамоте, как важнейший компонент при поступлении в 1 класс»

Выступление из опыта работы на методическом объединении для воспитателей.

Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками должна организовываться уже с двух – трёхлетнего возраста, когда дети охотно интересуются звуками, играют с ними, с учётом возросших потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей детей. Важно приучать ребёнка с детских лет думать, будить их самостоятельную мысль, развивать у них поисковую творческую жилку, создавая для этого обстановку, требующую от детей проявления повышенных умственных умений.

Публикация «Обучение детей дошкольного возраста грамоте как важнейший компонент при поступлении в 1 класс (из опыта работы)» размещена в разделах

В нашей старшей группе – дети двух возрастов от 5 до 7 лет. Дети очень подвижны, не могут высидеть на занятии и десяти минут. Значит надо давать выходу их энергии в физкультминутках. Дети очень эмоциональны, впечатлительны, у них слабая центральная нервная система, поэтому я не устраиваю соревнования часто (Кто быстрее? Кто больше). Ведь они ещё не научились с достоинством переносить поражение, которое может явиться для них причиной горьких слёз.

Я стараюсь вводить в занятие по предшкольной подготовке больше игровых ситуаций, ведь дети всегда запомнят то, что им было интересно. Обучающие игры на занятиях приковывают неустойчивое внимание ребёнка к материалу занятия, дают новые знания и заставляют его напряжённо думать.

Здесь есть и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у дошкольников воображение, умение быстро находить правильное решение, воспитывает чувство коллективизма.

Игры «На что похожа буква?», «Кто внимательный?», «Доскажи словечко» и другие развивают у детей творческое воображение.

Чтобы дети лучше запоминали букву, я предлагаю им пофантазировать, на что она похожа, предлагаю выложить её из счётных палочек, найти на веере букв. Дети очень любят слушать сказки про приключения букв, стараются сами сочинить сказку.

В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи. Например, при изучении буквы «А» - Айболит, «Б» - «Белоснежка» и другие персонажи. Дидактические игры «Кто внимательный?», «Кто больше?» - игры на выделение и определение звука, на составление слова с изученным звуком – развивают фонематический слух ребёнка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слов, развивают память, внимание, наблюдательность.

В игре «Доскажи словечко» дети не только интересуются звуковой стороной слова, но и серьёзно задумываются над его смысловой выразительностью.

Также можно провести и игру «Перекличка», предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это является одновременно и маленькой физкультминуткой. Игры со словом должны всегда входить в обучение, так как они воспитывают у ребёнка языковое чутьё, подготавливают его к восприятию сложных поэтических форм в школе. Любовь к языку можно воспитывать только через интерес к нему.

При воспитании у детей звуковой культуры речи использую загадки, пословицы, поговорки и скороговорки. Задав загадку и, получив ответ, спрашиваю, с какого звука начинается отгадка. Загадки помогают активизировать мышление и речь ребёнка, успешно решают задачи его всестороннего, гармоничного развития. Загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность.

Скороговорки помогают детям понять, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибёшься – получишь другое слово, будет непонятно, о чём говорится. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, а потом тише и быстрее, почти шёпотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки и весёлые стихи, я закрепляю правильное произношение детьми звуков, отрабатываю дикцию,темп речи.

Пословицы и поговорки – сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Эти маленькие поэтические произведения, полные ярких образов, построены нередко на прекрасных созвучиях и рифмах. Это явление и языка, и искусства, приобщение к которому важно с детских лет. Это, как «живая вода» для малышей. Она приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учит ценить в жизни честность и справедливость.

Физкультминутка имеет важное значение при проведении занятий. Она снимает напряжение у детей, умственную усталость. Я применяю физкультминутки шест видов:

-гигиенические, оздоровительные (ноги и руки в движении,

-гимнастика для глаз (следить за предметом – кружочком, рукой,

- танцевальные (произвольные,

-под музыку, ритмические (под счёт,

-физкультурно-спортивные,

-двигательно-речевые (инсценировка стихов, подражательные (Например, пыхтим, как паровоз)

Таким образом, проведение занятий в игровой форме помогает детям быстрее усвоить материал, не скучать на занятиях и в будущем успешно учиться в школе.

По результатам «Комплексной диагностики готовности детей к обучению в школе» 80% детей моей группы умеют читать по слогам, у них богатый словарный запас и развитая речь, у них сформирована психологическая и личностная готовность к обучению в школе.

Публикации по теме:

«Развивающая речевая среда группы». Презентация на КМО воспитателей раннего возраста «Самые маленькие в детском саду» Уважаемые коллеги предлагаем вашему вниманию презентацию "Развивающая речевая среда группы". Эту презентацию педагог представляла на кустовом.

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей дошкольного возраста грамоте как важнейший компонент при поступлении в 1 класс (из опыта работы)
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 11:34
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей дошкольного возраста грамоте как важнейший компонент при поступлении в 1 класс (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скарлыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД