Кристина Виталева
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
Подготовила: Шелопугина Кристина Александровна
воспитатель первой младшей группы
(Слайд 2)«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
(Слайд 3) Цель: Раскрытие творческого потенциала и способностей детей, личностных качеств дошкольников через различные нетрадиционные техники рисования.
(Слайд 4) Задачи:
• Обучать приёмам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
• Развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление;
• Развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность;
• Развивать внимание и усидчивость;
• Воспитывать у детей интерес к рисованию;
• Повысить самооценку детей их уверенность в себе;
• Сплотить детский коллектив.
(Слайд 5) Актуальность:
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения.
В процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
-Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-Внимания и усидчивости;
-Мышления;
-Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Что же является нетрадиционными техниками рисования?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Конечно нетрадиционных техник очень много и овладеть ими сразу невозможно, но можно подобрать на каждый возраст, определённую технику. Для возраста первой младшей группы мы попробовали пока что такие техники :
(Слайд 6) Виды нетрадиционных техник рисования :
• Рисование пальчиком;
• Рисование ватными палочками;
• Рисование поролоном;
• Оттиск печатками;
• Рисование ладошкой;
• Рисование восковыми мелками с элементом аппликации;
• Рисование восковыми мелками и акварелью (воско-графия);
• Рисование пластилином (пластилинография).
1. Рисование пальчиками — это нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
2. Рисование ватными палочками - развивает творческий потенциал ребенка, его фантазию, сосредоточенность, согласованность движений, внимание, координацию, усидчивость и, конечно же, мелкую моторику пальцев рук, что прямо связано с развитием ребенка.
3. Рисование поролоном - почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советую сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
4. Оттиск печатками из яблока- потребуются следующие материалы: тарелочка с тонкой поролоновой штемпельной подушкой, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из яблока. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы и др. Для получения изображения ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка. Дети младшего возраста дополняют готовый рисунок недостающими деталями, например, овощами на нарисованных грядках, цветами на стеблях букета, окнами в доме и т. д. Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему изображению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному рисованию, учит координировать движения рук.
5. Рисование ладошкой - нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка.
6. Рисование восковыми мелками с элементом аппликации
7. Рисование восковыми мелками и акварелью (воско-графия) - Восковые мелки не впитывают воду, а значит изображение, созданное таким мелком не будет закрашиваться акварелью. Это позволяет нам решить проблему "рисунок и неаккуратный" фон. Техника проста : сначала рисуем цветное изображение, потом покрываем его слоем акварели (не густым). А с помощью белого, "невидимого" мелка можно поиграть в волшебные рисунки. Важное правило. Перед занятием научить детей ГЛАДИТЬ лист бумаги мокрой кистью, а НЕ ТЕРЕТЬ КИСТЬЮ ЛИСТ, КАК МОЧАЛКОЙ. Иначе можно повредить восковой рисунок.
8. Рисование пластилином (пластилинография) – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Рисование пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры.
Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества, так как у детей ещё не хватает прочных навыков, знаний и опыта, чтобы на их основе самостоятельно создавать задуманное. В последнее время появились новые технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.
Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует ребёнка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Кроме этого нетрадиционное рисование позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей, ведь маленькие ребятишки только что пришедшие в детский сад не владеют навыками рисования.
Созданный и опробованный опыт работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования, даёт возможность показать ребёнку как легко и интересно рисовать, используя при этом знакомые предметы, создаёт предпосылки для формирования изобразительной деятельности у детей, развивает творческие способности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста.
Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём. Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Лев Семёнович Выготский называл рисование «графической речью».
В непосредственно организованной деятельности, по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твёрдость, вязкость. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Рисование с использованием нетрадиционных техник дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатлениями от манипуляции с цветом. При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей – прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность экспериментировать.
(Слайд 26) Когда дети пришли, я провела диагностику, были вот такие результаты на начало сентября, можете их увидеть в колонках слева. Изучая и работая по разным нетрадиционным техникам рисования, я провела повторную диагностику в декабре и уже были такие результаты как в колонках справа.
Сравнив результаты, можно сделать следующий вывод:
(Слайд 21) Вывод: Все мы знаем, что рисование это одно из самых больших удовольствий для ребёнка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребёнку радость. Она не утомляет малыша, у ребёнка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.