Юлия Кудливская
«Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектировочный компонент
Реализация содержания программы в образовательных областях :
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности : игровая, формирование целостной картины мира, трудовая.
Участники проекта: дети и воспитатель средней группы.
Темочки:
- В мире растений. Конспекты
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Цель: расширить представления детей о комнатных растениях, их пользе и строении. Познакомить со способами ухода за ними.
Задачи:
- закреплять знания об комнатных растениях и их название;
- учить различать комнатные растения по внешнему виду;
- пробудить интерес к растениям, желание заботиться о них;
- воспитывать желание трудиться на общее благо.
Целевые ориентиры дошкольного образования : развивать любознательность и познавательную мотивацию, становление ценностей здорового образа жизни, формирование готовности к трудовой деятельности, формирование позитивных установок к различным видам труда, обогащение активного словаря.
Предварительная работа: индивидуальные поручения по уходу за комнатными растениями в уголке природы; рассматривание методического пособия «Комнатные растения», «Деревья и кустарники».
Словарная работа:
обогащают, минеральные вещества, рыхлить, опрыскивать, пульверизатор, опушённые, бутон.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: комнатные растения : герань, бегония, фиалка, фикус. Клеёнка, лейка, пульверизатор, тазик с водой, губка, фартук, палочка для рыхления. Картотека комнатных растений, схема строения растения, схемы определения важности каждой части для растения. Отрывок из фильма «Цветы».
Раздаточный: Фартуки на каждого ребёнка. Клеёнки, комнатные растения, лейки, пульверизаторы, тазики с водой, губки, палочки для рыхления.
Организационный компонент
I. На ковре стоят стулья для детей, стол воспитателя, мольберты с демонстрационным материалом. Вдоль уголка природы приготовлены столы для ухода за растениями.
Воспитатель организует экскурсию по группе : «Ребята, вы с удовольствием каждый день приходите в свою группу, почему? Она вам нравится, здесь уютно, красиво, много игрушек. А ещё благодаря чему у нас в группе красиво и уютно? (если затрудняются, подвожу к уголку природы). Благодаря комнатным растениям, если мы их уберём будет также красиво? Сегодня мы с вами будем говорить о комнатных растениях»
Предлагает детям сесть на стулья.
- У нас в группе много комнатных растений, а у кого есть дома? Почему они так называются? Могут жить только в комнатных условиях. Почему? (они приспособились, здесь тепло и за ними ухаживают).
- Зачем человек разводит комнатные растения? Для красоты; многие из них, когда цветут, очень приятно пахнут. А ещё почему?
- Они очищают воздух от пыли и грязи делают его богаче кислородом. Это очень полезно для нас людей, для нашего здоровья нужен чистый, богатый кислородом воздух.
- У каждого растения, как и у вас есть имя, его название. Сегодня у нас в гостях вот эти комнатные растения. Кто знает их название (фикус и фиалка знакомы, герань и бегония – новые). Давайте познакомимся.
Показывает фикус и фиалку, вспоминают название, рассматривают стебель, листья, их цвет, форму, окраску. У фикуса лист – гладкий, а у фиалки – опушённый (объяснение нового слова и его повтор хором и индивидуально). У фиалки распустился цветок – рассмотреть, уточнить цвет, рассматривание картотеки «Комнатных растений» :
Разноцветные фиалки –
Как девчонки в платьях ярких,
В белом, розовом, лиловом,
Задаваки одним словом.
Далее знакомит с геранью и бегонией в такой же последовательности.
На окне в такую рань
Распустилась вдруг герань –
Круглые листочки, красные цветочки.
Уточнить, что у герани цветы тоже бывают разного цвета. А у бегонии цветы мелкие, не очень красивые.
Физминутка:
Мы ямку раскопаем,
Семечко посадим,
Дождичек польёт,
Оно подрастёт.
Сначала стебелёк,
А затем цветок.
Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают.
Тихо засыпают.
II. Воспитатель обращает внимание детей на схемы, как вы думаете к какой из них относятся комнатные растения : деревья, кустарники, травянистые растения?
Дид / игра «Найди нужную схему»
- Что общего у комнатных растений?
Корень, где он? Для чего нужен? Удерживает растение в земле, даёт ему воду и минеральные вещества и обогащает кислородом – делает богаче
Стебель – создаёт устойчивость растению, по нему от корня к листьям и цветам идёт вода, питательные вещества и кислород.
Лист – улавливает свет, испаряет влагу, поглощает грязь, пыль и даёт нам кислород.
Цветок – создаёт красоту, аромат и даёт плоды. Для чего?
- Чем отличаются комнатные растения? (высота стебля, форма и цвет листьев, самим цветком и его цветом).
Дид / игра «Что изменилось?» - воспитатель меняет растения местами, убирает, закрепляя названия.
Просмотр отрывка из фильма «Цветы», как распускаются цветы.
III.
- Весной природа оживает ото сна и комнатные растения тоже, они начинают расти, цвести. Можем ли мы им помочь, чтобы у нас в группе было красиво? Как?
Воспитатель одевает фартук, обращая внимание детей, на то, что стол покрыт клеёнкой, у горшка, в который посажено растение есть поддон. Демонстрирует как нужно ухаживать за растениями :
Поливать – Как? Чуть, с краю. Почему? Чтобы не залить корни. Вода должна быть комнатной температуры.
Рыхлить – Зачем? Обогащать кислородом землю, разбивать комочки. Как? Неглубоко, с краю. Почему? Чтобы не повредить корни.
Протирать листья – Зачем? Чтобы были чистыми, легче будет улавливать свети отдавать нам кислород. Все ли листья можно протирать? Только гладкие. А как же ухаживать за опушёнными, мелкими, тонкими и длинными? Опрыскивать из пульверизатора.
Повторяют хором и индивидуально новые слова: рыхлить, опрыскивать, пульверизатор.
Затем воспитатель предлагает одеть фартуки и выбрать себе растение, за которым будет ухаживать. С каждым ребёнком обговорить, как можно ухаживать за его растением, по ходу закреплять название знакомых комнатных растений.
- Ребята, вы сегодня научились ухаживать за комнатными растениями, посмотрите, какие они стали чистые и красивые, они говорят вам: «Спасибо!». Да и нам хорошо, чистые растения дадут больше кислорода, а в группе будет красиво. Молодцы, ребята!
Дети убирают за собой и помогают воспитателю расставлять комнатные растения.
Рефлексивный компонент
Целью данной образовательной деятельности явилось : расширить представления детей о комнатных растениях, их пользе и строении. Познакомить со способами ухода за ними. Для достижения этой цели были поставлены несколько важных задач, которые были успешно решены. Дети закрепляли знания об комнатных растениях и их название, узнавали много нового и интересного, учились различать комнатные растения по внешнему виду. В этом помогли дидактические игры и работа со схемами. Вопросы поискового характера заставляли детей думать, предполагать, рассуждать. В ходе деятельности у детей появился интерес к растениям, желание ухаживать за ними.
Они с удовольствием трудились. Здесь проявились знания детей о том, что для трудовой деятельности нужно одевать фартуки, столы накрывать клеёнкой. В работе проявили аккуратность и заботу о растениях. У многих появилось желание и в дальнейшем выполнять этот вид деятельности.
В группе царила благоприятная эмоционально – психологическая атмосфера для общения воспитателя и детей.
Для расширения кругозора и формирования трудовых навыков необходимо продолжать знакомить детей с выполнением разнообразных трудовых действий. Чаще использовать коллективную деятельность, где дети, общаясь друг с другом, учатся действовать сообща, становятся раскрепощёнными, у них появляется желание оказания помощи друг другу.
Но ещё не все дети проявляют решительность в выполнении трудовых действий, поэтому нужно использовать индивидуальный подход во время трудовых поручений в уголке природы, привлекая к оказанию помощи более способных детей.