Альбина Александровна Хабарова
«Необычное путешествие в дождливый день». НОД с использованием приёмов ТРИЗ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной группе
Необычное путешествие в дождливый день
с использованием приёмов ТРИЗ
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Тип деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
Тип НОД интегрированный.
Публикация «„Необычное путешествие в дождливый день“, НОД с использованием приёмов ТРИЗ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Цель: развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность.
Задачи:
Образовательные:
- формирование положительного отношения детей к познавательному процессу; умение анализировать и решать изобретательские и практические задачи, знать способ вычисления «больше-меньше на».
Развивающие:
- развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; развитие творческих способностей; развитие пространственного мышления, творческого воображения; развитие речи.
Воспитательные:
- формирование у детей правильного отношения к окружающему миру; развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
Виды детской деятельности: познавательно –исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Методы: наглядные, словесные, игровые, поисково-исследовательские, практические.
Наглядные средства обучения: иллюстрации к сказкам, изображения мамы-козы, волка, козлят, трёх поросят, домика Наф-Нафа; волшебная палочка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня на улице дождь и мы останемся в группе, но чтобы нам не скучать, мы встретимся с героями любимых сказок. Для начала поиграем в игру «Хорошо – плохо».
Игра: Хорошо – плохо.
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры: Воспитателем называется любой объект или явление, у которых определяют положительные и отрицательные свойства.
Ход игры:
Воспитатель: Дождь – это хорошо или плохо? Почему вы так считаете?
Дети: Хорошо – пропитает землю влагой, напоит растения, смоет грязь, очистит воздух.
Плохо – появится сырость, влажность, человек может промокнуть, простыть и заболеть.
Воспитатель: Ребята, молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла коза. Как называется сказка, из которой она пришла?
Ответы детей: «Волк и семеро козлят».
Воспитатель. Дело в том, что кто-то перепутал все сказки, и, вернувшись домой, коза увидела не своих семерых козлят, а трёх поросят. Всё в сказках перепуталось, и коза просит вас ей помочь разобраться.
Но, чтобы помочь козе, нам нужно самим попасть в мир сказок. У нас есть волшебная палочка, воспользоваться которой мы сможем, только выполнив необычную задачку :
корова - 2
овца - 2
свинья - 3
собака - 3
кошка - 3
утка - 3
кукушка - 4
лошадь - 5
петух - 8
Что тогда коза?
Дети начинают угадывать, что же это может быть?
Воспитатель: И вот тут на помощь приходит игра:
«Что можно сказать о предмете, если там есть ….»
Цель : определить подсистемные связи объекта, развить логическое мышление, речь, обогащать словарный запас детей.
Правила игры: воспитатель называет части объекта или предмета, а ребёнок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры:
Воспитатель: что можно сказать об объекте, если там есть журчание?
Дети: ручей, река, вода из крана, а ещё в животе иногда журчит. Это может быть фонтан, водопад.
Воспитатель: что можно сказать об объекте, если там есть «МЯУ»?
Дети: кошка, котёнок.
Ребята начинают размышлять и понимать, что это звуки, которые произносят животные. И вот тут дети начинают на перебой отвечать, но не просто отвечать:
кто-то мычит как корова (му);
кто-то поёт как петух (кукареку); и …
Воспитатель: Ребята, вы, молодцы, с заданием справились. И теперь волшебная палочка перенесёт нас в страну сказок.
Только посмотрите, (воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию) в какую сказку мы попали? («Маша и медведь», проводится работа по иллюстрации с целью повторения изученного ранее произведения).
Воспитатель: А нам нужно найти козлят и вернуть их в избушку козы. Вместе с Машей нам нужно выполнить следующее задание и тогда мы выйдем из её сказки и попадём к козлятам.
Игра «Перепутанные слова».
Цель - из букв перепутанного слова, составить слово обычное, знакомое. Пусть это будет существительное в именительном падеже.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе разбирать перепутанные буквы и составлять из них правильные слова.
елс (лес)
ловк (волк)
ашам (Маша)
озак (коза)
акзакс (сказка)
Воспитатель: Ребята, вы, молодцы! Справились с заданием.
Теперь мы попали в сказку, где будем искать козлят. Это «Три поросёнка» (демонстрируется илллюстрация к сказке, по которой задаются вопросы детям). Посмотрите, это же домик Наф-Нафа. В нём заперты козлята. Волк придумал для нас задания, и если мы их правильно выполним, то он отпустит козлят в свою сказку. Но перед тем как решить такое трудное задание, нам нужно с вами немножко отдохнуть.
Физкультминутка. Это лёгкая забава
Это лёгкая забава –
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: А теперь приступим к выполнению задания, которое придумал для нас волк.
1. Мама-коза заготовила 7 веточек берёзы, а веточек осины на 2 больше. Сколько веточек осины заготовила коза? Что означает в задаче
«на 2 больше»? Почему выполняли действие сложение?
2. Козлятам принесли 8 морковок. Из них 5 больших, остальные маленькие. Сколько маленьких морковок принесли козлятам? Почему выполняли действие вычитания? (Полные ответы детей на поставленные вопросы задач).
Воспитатель: Мы справились с заданием. Волк, отдавай нам козлят!
Посмотрите, ребята, мы вернули козлят маме-козе, но ведь и поросят нужно вернуть в их сказку. У нас есть волшебный ковёр-самолёт. (Воспитатель демонстрирует картину на которой изображён ковёр-самолёт). Он может перенести поросят домой, но для этого нам нужно справиться с ещё одним заданием.
Игра «Наоборот»
Использование слов – антонимов :
весёлый – грустный
добрый – злой
смелый – трусливый
старый – молодой
сильный – слабый
здоровый – больной
умный – глупый
вежливый – грубый
сытый – голодный
могучий – слабый
озорной – послушный
ленивый – трудолюбивый
Воспитатель: Вы справились и с этим заданием, и ковёр-самолёт доставит поросят домой. Все в сказках, всё теперь на своих местах. Только нам необходимо самим выбраться из сказочного мира. Для этого у нас есть сапоги- скороходы (Воспитатель показывает картинку). Но они не отвезут нас домой просто так, у них тоже есть для нас задание.
Воспитатель читает задачу в стихах.
У опушки есть избушка,
В ней живёт коза.
У неё сегодня праздник,
Ждёт козлят она.
Помоги ты ей, дружок,
Разделить пирог.
На сколько частей надо разделить пирог, если коза ждёт своих козлят. (Ответы детей. На 8 частей: 7 козлят и сама коза).
Воспитатель: Вот мы и вернулись из мира сказок. И козе помогли и поросятам. Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что особенно вам запомнилось? Что нового вы узнали?