Татьяна Завалишина
Консультация «Наука и ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы увлечь ребенка наукой, не обязательно штудировать с ним научно-популярную литературу и энциклопедии, хотя это тоже не помешает. Гораздо важнее отыскивать математическую начинку в повседневных привычных вещах, «открывать» физические законы дома и на прогулках. Дети любопытны от природы, и это значительно упрощает задачу взрослым. Не надо ничего выдумывать, достаточно вовремя подхватить интерес ребенка и разжечь его интересными вопросами. Не пытаться сразу же выдать готовый ответ, а рассуждать вместе с ребенком, развивая у него критическое мышление и привычку проверять знания при помощи гипотезы и эксперимента. Прогулки по городу или лесу подбрасывают кучу интересных тем для разговоров. Даже простой одуванчик может стать темой интересных размышлений: куда деваются желтые цветки, зачем его семенам парашют, почему у него такой длинный стебель и почему сок одуванчика не отстирывается со штанов? Или бежит мимо бродячая собака, в шерсти которой застрял колючий репейник. И вот уже готова тема для следующего разговора — о путешествии растений. Купите ребенку лупу и микроскоп, чтобы он рассматривал и изучал микромиры: плесень на яблоке, волокна на джинсовой ткани, листья растений, пыльцу на цветках, ползающих насекомых, крылья бабочки и даже грязь под ногтями. Это породит в нем новые вопросы, с которыми он придет к вам. Важно показать ребенку, что наука не ограничивается рамками школьных учебников, и любые математические закономерности можно разглядеть в природе. Покажите, что логарифм — не мертвая формула из задачника по алгебре.
Публикация «Консультация „Наука и ребенок“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Создать атмосферу Или другими словами, создать условия для погружения в науку, попробовать изучая ее в сотрудничестве с другими людьми. Существует несколько способов.
Научные кружки. Дают возможность ребенку отточить свои интеллектуальные навыки и попробовать себя в роли биолога, палеонтолога, физика, химика. Под руководством преподаватели ребята будут проводить эксперименты, решать нестандартные задачи и делать собственные проекты.
Научные лагеря. Эти лагеря обычно устраивают университеты или музеи и совмещают научную программу и досуг. Занятия проводятся студентами и преподавателями университетов и позволяют ребятам расширить свои знания по математике, биологии, химии, физике и другим предметам. Вместо лекций обычно проводятся практические занятия с опытами, экспериментами и научными исследованиями. Фестивали науки. На таких фестивалях можно ходить по различным мастерским, ставить опыты, решать головоломки и посещать научно-популярные лекции.
Олимпиады и турниры. Состязания проводятся среди школьников. Задачи и сложные исследовательские задания помогают развивать творческие способности и нестандартное мышление ребят.
Онлайн-ресурсы. Видео-лекции ученых и преподавателей, которые в простой и увлекательной форме рассказывают детям о науке.
Сделать первый научный проект
Ребенок может выбрать любую интересную тему и провести настоящее научное исследование. Причем результат исследования может получится в виде статьи в детском научном журнале, в виде книги, презентации, макета, инфографики и даже мультфильма. Научным руководителем и помощником ребенка может стать родитель или учитель. Обычно работа над проектом делится на несколько этапов.
Выбрать тему. На этом этапе важно участие наставника, который подкинет ребенку интересные идеи и заразит энтузиазмом. Возьмем в качестве примера тему «Как измерить высоту школы подручными средствами».
Определить цель проекта. Важно правильно сформулировать цель — желаемый результат, который ребенок планирует достичь в результате работы. Лучше всего формулировать цель как можно более простыми словами. Обычно в начале предложения используют одно из этих слов: изучить, выяснить, узнать, исследовать, обосновать, показать, проверить. В нашем случае цель проекта: узнать, как измерить высоту здания подручными средствами, без измерительных приборов.
Поставить задачу. После того, как мы выяснили цель проекта, нужно определить, какие задачи ребенок будет решать в процессе исследования. Для этого последовательно ответим на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?» Например, придумать разные способы измерения высоты здания, найти наиболее простой способ, сравнить, какой из методов точнее всего измеряет высоту.
Выбрать методы исследования. Наблюдения, опрос, счет, измерение, сравнение, фотографирование помогают изучить явления, на основе которых ребенок формирует свои гипотезы. Эксперименты, опыты, макеты, анализ помогают ребенку не только собрать факты, но проверить их, систематизировать и найти закономерности.
Особенность детского восприятия слова состоит в том, что ребенок абсолютно верит в то, что ему говорят. Недаром сознание ребенка сравнивают с чистым листом бумаги, на котором мы, взрослые, наносим различные знаки. Не только знаки любви и доброты, но также знаки зла и недоверия. Наши дети растут, входят во взрослый мир, все видят и слышат, и некоторым детям это совсем не нравится. Ведь дети у нас очень развитые, остроумные и чуткие ко всему, что происходит вокруг них как электронная техника.