Жаманова Алия
Наставничество и его виды
▼ Скачать + Заказать документы
«Если вы владеете знанием,
дайте другим зажечь от него свои светильники»
(Томас Фуллер)
ЧТО ТАКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО?
Наставничество — это процесс, при котором более опытный и знающий человек (наставник) предоставляет руководство, поддержку и ресурсы для развития и успеха менее опытного человека (наставляемого).
ИСТОРИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
Наставничество имеет древнюю историю, которая простирается на протяжении многих веков и присутствует в разных культурах по всему миру.
Публикация «Наставничество и его виды» размещена в разделах
В Древней Греции наставничество было широко распространено. Ученики, называемые дискплосами, получали образование и воспитание от более опытных наставников, называемых педагогами. Педагоги сопровождали своих учеников на протяжении дня, учили их основам знаний и этикету.
В японской культуре существует концепция, известная как "сэнсэй-кохай". Это взаимоотношение между наставником (яп. слово сэнсэй) и учеником (кохай). Сэнсэй передает свои знания, мудрость и навыки своим ученикам, которые в свою очередь проявляют уважение и преданность своему наставнику.
В средние века в Европе мастера и ученики в ремесленных гильдиях также применяли наставничество. Мастера передавали свои знания и навыки своим ученикам, которые таким образом постепенно становились мастерами сами.
В современном обществе используется в различных областях, включая бизнес, образование, спорт и т. д. Оно играет важную роль в формировании профессиональных и личностных качеств людей.
НАСТАВНИЧЕСТВО В ДОУ
В настоящее время дошкольному образованию стало уделяться большое внимание. В основном в детские сады приходят специалисты без опыта работы, имеющие педагогическое образование, но не специальное.
Педагог сегодня, должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью.
Начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
В результате, как показывает анализ дошкольной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно.
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъё ма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Решить эту проблему поможет создание системы работы в ДОУ по наставничеству над молодыми и начинающими педагогами.
КТО ТАКОЙ НАСТАВНИК?
Наставник – педагогический работник, имеющий опыт работы в образовательной организации, достигший значительных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Наставничество организуется на основании приказа заведующего ДОУ.
Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель заведующего по ВМР.
Заведующий ДОУ выбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям:
высокий уровень профессиональной подготовки;
развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
опыт воспитательной и методической работы;
стабильные результаты в работе;
богатый жизненный опыт;
способность и готовность делиться профессиональным опытом;
стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.
Кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются заведующим ДОУ.
Назначение производится при обоюдном согласии наставника и начинающего специалиста, за которым он будет закреплен.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.
Задачи:
1. Привить начинающим педагогам интерес к педагогической деятельности.
2. Ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
3. Способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, правилам поведения в дошкольном образовательном учреждении.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ работы с молодыми специалистами:
• принцип уважения и доверия человека
• принцип непрерывности
• принцип сотрудничества
• принцип индивидуализации
• принцип открытости
• принцип компетентности
• принцип соблюдения норм профессиональной этики
ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Планируя наставническую деятельность в детском саду, можно выбрать только один или два формата.
Цель и задачи программы наставничества следует конкретизировать в зависимости от того, какие форматы наставнической деятельности организуют в конкретном детском саду.
1. Традиционный формат наставничества – «педагоги – молодые педагоги». Наставник – педагог с опытом, наставляемый – молодой педагог, наставник помогает молодому педагогу выстроить профессиональный маршрут, подсказывает, как решать рабочие задачи. Также наставник берет на себя ответственность за качество педагогического процесса, в группе наставляемого, координирует его педагогическую деятельность. Он вовремя реагирует на изменения в педагогическом процессе, грамотно распределяет силы, чтобы трудности не испугали молодого педагога.
2. Современный формат наставничества – «педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности – педагоги с трудностями в этой области». Наставник – чаще всего молодой педагог, который владеет ИКТ-технологиями, Наставляемый – педагог старшего поколения, который испытывает трудности в освоении компьютерной грамотности. Наставник помогает наставляемому освоить компьютер, учит его работать на интерактивной доске, с мультимедийной установкой, искать нужную информацию на профессиональных сайтах, создавать образовательные продукты с использованием ИКТ и электронных ресурсов. В результате молодой педагог получает возможность реализовать себя, повысить свою самооценку. Опытный педагог учится организовывать образовательный процесс с помощью ИКТ и наполнять его новым содержанием.
3. Расширенный формат наставничества – «заинтересованные педагоги – ответственные родители». Наставник – педагог, наставляемые – родители.
Наставническая деятельность выходит за пределы педагогического коллектива. Педагог в качестве наставника взаимодействует не с другим педагогом, а с родителями. Он продолжает оказывать педагогическую поддержку всем родителям воспитанников своей группы, но с одной или двумя семьями выстраивает индивидуальную работу: подробно разбирает проблемы в общении с ребенком, дает рекомендации.
В ходе наставничества педагог формирует с родителями доверительные отношения. Он не указывает им на ошибки в воспитании ребенка, а подсказывает, как надо. Родителям такой формат общения позволяет открыто говорить с педагогом о своих трудностях, так как они начинают видеть в нем союзника.
Данный формат наставничества помогает создать в детском саду профессионально-родительское сообщество. Родители и педагоги выработают единые требования и подходы к воспитанию своих детей.
4. Организационно-управленческий формат наставничества -«заведующий – старший воспитатель». Наставник – заведующий, наставляемый – старший воспитатель
Заведующий и старший воспитатель учатся согласовывать свои действия, формируют единые требования к педагогам. Они создают коллектив единомышленников, в котором сохраняют традиции и осваивают инновации.
5. Инновационный формат наставничества – «научный руководитель – старший воспитатель». Наставник – научный руководитель, наставляемый – старший воспитатель.
Научный руководитель помогает старшему воспитателю поднять уровень методической работы в детском саду до научно-методической. Он учит старшего воспитателя формулировать выполнимые цели, прогнозировать положительный конечный результат инновационной деятельности, доносить свои идеи до коллег, чтобы они поняли, приняли их и захотели осуществить.
6. Перспективный формат наставничества – «педагоги детского сада – старшие школьники». Наставник – педагоги, наставляемые – старшие школьники.
Детский сад и средняя школа в рамках договора о сотрудничестве организуют работу по профориентации школьников – знакомят их с профессией «воспитатель дошкольного образования». Старшие школьники проходят обучение на базе детского сада. С каждым из них работает наставник, который рассказывает о профессии воспитателя, формирует у них элементарные теоретические и практические навыки.
Педагоги мотивируют учеников получить профессию воспитателя, чтобы в дальнейшем они пополнили штат детского сада.
ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
1. Менторство (Менторинг) — это техника передачи опыта и умений.
Педагог – ментор может помочь, когда педагог - наставляемый начинает новое дело, планирует изменения, хочет добиться определенного результата, но не знает с чего начать.
Менторинг главным образом направлен на подготовку сотрудника (менти) к руководящей должности.
Менторинг проходит в формате личных встреч, совместного выполнения рабочих заданий, совместной реализации проектов, в неформальном общении. Он подразумевает не только подготовку своего преемника. Можно готовить специалиста на другую высокую должность, сопровождать сразу нескольких человек. Разница в возрасте здесь не имеет принципиального значения: важен профессионализм и желание передавать знания.
2. Баддинг (англ. «buddying») — это метод обучения, при котором новый
сотрудник получает помощь от опытного коллеги (бадди). Последний,
будучи наставником, помогает новичку адаптироваться и интегрироваться в
новую среду работы.
Педагог-бадди – от анг. приятель, товарищ по назначению.
Основная задача баддинга – поддержка вновь принятого в организацию
работника, разновидность неформального наставничества (отсутствует понятие наставник-подопечный).
Бадди направляет, но не указывает, поддерживает, но не делает всю работу вместо ученика, делится мыслями, но не принимает решения.
3. Фасилитация (англ.) производное от глагола– облегчать, помогать,
способствовать, продвигать, снимать барьеры.
Фасилитация — это профессиональная организация процесса групповой
работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных
целей.
Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Воспитатели, владеющие технологией фасилитации должны научиться:
1 удерживать встречу во временных рамках,
2 помогать точно, выдерживать четкую повестку,
3 уметь добиться того, чтобы их слушали как дети, так и родители,
4 создавать среду активного общения,
5 конструктивно излагать проблемы, подводить итоги и искать аргументы,
6 уметь сохранять беспристрастность,
7 создавать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками (детьми и родителями, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников.
Год педагога и наставника, который объявил Президент в 2023 году, – это желание повысить статус педагогов, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность (Указ от 27. 2022 № 401). Министерство просвещения ставит задачу – возродить институт наставничества, чтобы у каждого молодого педагога был свой наставник. Но не во всех детских садах есть молодые педагоги или их мало. Кроме того, чтобы соответствовать современным требованиям, методическая поддержка нужна педагогам с разным профессиональным уровнем.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!