Оксана Ковригина
Проект «Народные традиции и обряды г. Кемерово»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №118 «Детский сад комбинированного вида»
Проект «Народные традиции и обряды
г. Кемерово»
Подготовила:
Воспитатель: Ковригина О. И.
Участники проекта : Дети, педагоги, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Народные традиции и обряды г, Кемерово“» размещена в разделах
Направление проекта : Воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма дошкольников посредством приобщения к другим народам, народным традициям и обрядам города Кемерово.
Возраст детей, участников проекта : Дети старшей и подготовительной группы.
Цель проекта : Формирование представлений у детей о народах города Кемерово, с укладом их жизни, включающей в себя знакомства с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
Задачи проекта :
1. Воспитывать патриотов, граждан, уважающих людей других национальностей.
2. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством, бытом, народа.
3. Развивать представления детей об истории родного края, расширять кругозор, разнообразить словарный запас.
4. Развивать физические качества: ловкость, силу, быстроту,
выносливость.
5 .Развивать коммуникативные качества, умения налаживать дружеские отношения в коллективе сверстников.
Вид проекта : краткосрочный досугово - познавательный.
Предполагаемый результат:
Для детей:
• Создание мини-музея «Народные традиции и обряды»
• Проведение фестиваля «Дружба народов».
• Совершенствование научно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
Для педагогов:
• Разработано планирование работы по направлениям: “Приобщение к народным традициям”;
• Разработан проект;
• Появление интереса у родителей к воспитательно-образовательной деятельности ДОУ;
Подготовительный этап:
1. Подбор материала «Народы Кузбасса».
Кемеровская область расположена на юге западной Сибири, ее площадь составляет 95 тыс. кв. км.
На территории области в настоящее время проживает свыше 40 различных национальностей. Основную долю населения занимают русские (91,8 %); Второе и третье места по численности занимают татары (1 46%) и немцы (0,84%).
2. Рассматривание рисунков, фотографий, иллюстраций о народах мира.
3. Знакомство с литературными произведениями разных народов.
4. Приобретение и изготовление дидактических настольных игр.
5. Знакомство с подвижными играми разных народов.
6. Пополнение предметно-игровой развивающей среды.
7. Рассматривание плакатов.
8. Просмотр видеоматериалов.
Основной этап работы:
1. Изготовление детьми совместно с родителями тряпичных кукол разных народов
2. Проведение музыкального фестиваля «Дружба народов» .
3. Картотека Подвижных игр народов мира
4. Изготовление детьми совместно с родителями национальных блюд разных народов.
5. Рисование одежды разных национальностей.
6. Использование демонстрационного материала «Народы мира», «Народы России и ближнего зарубежья» на занятиях и индивидуально.
7. Обыгрывание дидактических и настольных игр.
8. Проведение народных праздников (Колядки, Масленица и др.)
9. Пополнение и обновление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
Заключительный этап:
1. Создание мини-музея «Народные традиции и обряды».
2. Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх
3. Ознакомление педагогов ДОУ с результатами работы над проектом
4. Обмен опытом.
В заключение можем сказать, что город Кемерово - многонациональный, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции и обряды. И мы, имея в своем детском саду мини-музей, стараемся создавать, приобретать и пополнять свои коллекции, а так же и знания детей о народах Кемерово.
Обеспечение проекта
Учебно-методическое:
• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
• «Красна изба» М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова.
• «Занимательная педагогика народов России» Т. Ф. Кузина, Г. И. Батурина.
• Журналы «Куклы народов мира».
• Загадочные телеуты – кто они? [Текст] // Кузнецкий край. – 2012. - С. 2.
• Кацюба, Д. В. Материальная культура бачатских телеутов [Текст] / Д. В. Кацюба. - Кемерово, 1991.- 92 с.
• Лаврина В. Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени/Вера Лаврина. – Кемерово : ФГУИПП «Кузбасс», 2014. – 80 с.
• Легенды горы Зеленой: Устное творчество шорского народа / сост. Г. П. Калмиева – Кемерово : «СКИФ», «Кузбасс», 2014. – 64 с
• Телеуты. Кто они? Продолжаем рассказ о национальной одежде телеутов [Текст] // Кузбасс. - 1995.- 2 августа. - С. 4.
• Шелков, В. Шорцы и телеуты напомнили, кто в Кузбассе коренной [Текст] / В. Шелков // Кузнецкий край. - 2015.- С. 2.
Актуальность
«У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей -
пусть самой скромной и непритязательной, красотой представляет человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родной, он проходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем для всех одна».
А. Т. Твардовский.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Приобщение детей к культуре своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный патриотизм прививается ребенку с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. Как живут разные народы, как отдыхают и как работают? Какие праздники отмечают? Что передают своим детям, внукам, правнукам?
Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. В рамках новой модели организации образовательного процесса, обозначена необходимость взаимодействия с семьями воспитанников. Проект предполагает тесное сотрудничество с родителями, которые призваны воспитывать детям любовь к Малой Родине, уважительное отношение к культуре и традициям, как своего, так и других народов.
Отсюда и возникло создание проекта «Народные традиции и обряды».
У