Ряскова Татьяна Вячеславна
«Народная педагогика в воспитании ребенка в условиях семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Народная педагогика в воспитании ребенка в условиях семьи»
Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень его развития. В более узком понимании – сфера духовной жизни людей.
Публикация «„Народная педагогика в воспитании ребенка в условиях семьи“» размещена в разделах
Наиболее значимый вопрос на современном уровне – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с воспитанием и развитием ребёнка до школы. Именно в данный период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, уважение к традициям, природе, к старшему поколению.
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Исследования Е. П. Горловой, О. П. Радыновой, Н. Е. Щурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребёнка являются компоненты культуры или базовой личности ребёнка – дошкольника. Структура базовой культуры личности дошкольника – это системное социально – психологическое образование в структуре личности ребёнка, состоящее из коммуникативного, познавательного, исторического, нравственного, ценностного и других компонентов, позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость, эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни. Основываясь на данном утверждении, можно сделать вывод, что существуют психологические предпосылки для формирования у детей представлений об истории и культуре, воспитания нравственно – патриотических чувств.
В базовую структуру личности входят такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический. Эти компоненты могут служить основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ценностный компонент характеризует ценностную направленность личности. Ценности выступают, как система координат, которая необходима для того, чтобы оценить себя, других, выразить своё отношение, сделать выбор. Нужно, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к человеку вообще, к близким людям, к Родине. Нравственный компонент выступает, как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной жизни. Частью исторического компонента является гражданско-патриотическая направленность, которая, являясь социально-нравственной категорией, отражает потребности, мотивы, интересы, установки, связанные с гражданско-патриотической культурой и выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого России, развитию интереса к духовному наследию, познанию истории малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству.
Превращение ценностей культуры социума в ценности личности есть процесс воспитания.
Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Краткий философский