Ирина Чураева
Направления деятельности детского сада по экономическому воспитанию детей
«Направления деятельности детского сада по экономическому воспитанию детей»
Чураева И. Д. воспитатель
МАДОУ Детский сад № 10 г. Бирск
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также раскрыты теоретические аспекты сущности экономического воспитания детей на этапе дошкольного детства
Публикация «Направления деятельности детского сада по экономическому воспитанию детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Ключевые слова: экономика, нравственное развитие, дошкольный возраст
Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государство зависит от экономической, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому в настоящее время, экономическое воспитание – актуально и востребовано.
Экономическое воспитание формирует ценности, мотивацию к практической деятельности, а не на иждивенчество. Осознанное отношение к труду, настрой на активный образ жизни, осознанное отношение своим возможностям – вот, что должно стать, результатом правильного экономического воспитания.
Почему сегодня мы обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети — это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, ходит с родителями в магазин, рекламой, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.
Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий - труд и деньги - обнаруживается уже в 4-5летнем возрасте. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.
Задача педагогов и родителей - помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.
В формировании основ экономической культуры большое внимание уделено нравственному аспекту воспитания, соответствующему принципу
Н. А. Бердяева: «Экономика для человека, а не человек для экономики».
Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями, путешествуя по этому новому миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней. Целью данной работы является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;
– формировать экономический кругозор (предпосылки экономического мышления, компетентность, первоначальные знания и умения);
– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, экологическое, математическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;
– воспитывать этические и деловые качества (рациональность, бережливость,, трудолюбие, щедрость, расчетливость, честность, и др.);
– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.
Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников:
Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности.
Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет программу ознакомления детей с экономическими понятиями.
В дидактических играх «Кем быть?», «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения.
Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу. Обогатить работу по освоению детьми понятий экономики более высоким и сложным содержанием поможет «Задачник мудрого Филина».
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.
Список литературы:
1. Аменд, А. Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания / А. Ф. Аменд, А. А. Саламатов // Детский сад от А до Я. - №4. – 2003. - C. 55 - 57.
2. Власова, И. В. Готовим ребенка к жизни / И. В. Власова // Детский сад от А до Я. - №4. - 2013. - C. 140 - 142.
3. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005.256 с.
4. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада// Теория и практика образования в современном мире: материал VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,2015). СПб. : Свое издательство, 2015. С. 39-41