Елена Козлова
«Наблюдения в природе с детьми раннего возраста»
▼ Скачать
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, радость общения с природой, неповторимость, научить беречь и любить природу – задача и долг взрослых.
Ознакомление детей с природой является одним из важных средств всестороннего развития ребёнка, формирования нравственных чувств (развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру) и эстетических (умение видеть красоту природы, научиться ценить и пользоваться увиденным восприятием). Непосредственное общение детей с живой природой одно из средств развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, которое является одной из важнейших задач развития детей.
Публикация «„Наблюдения в природе с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Наиболее эффективным, ярким, познавательным, неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия, методом ознакомления детей с природой, конечно, является наблюдение.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всём её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях.
Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать её особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Также наблюдения решают одну из важнейших задач нравственного воспитания – бережное отношение к природе.
Виды наблюдений :
• кратковременные (за погодой, поведением птиц, животных).
• длительные (за развитием растений, сезонными явлениями).
В ходе этих наблюдений у детей развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.
Наблюдения можно проводить как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от целей и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателями.
Для успешного достижения цели наблюдения можно выделить специальные приёмы, организующие активное восприятие детей:
• вопросы,
• обследование объекта наблюдения,
• сравнение объектов между собой,
• установление связей между отдельными объектами и явлениями природы.
Для того чтобы детям раннего возраста проще было усвоить предлагаемый материал, необходимо сопровождать наблюдение точной речью, регулировать наблюдение по времени, объёму и содержанию.
Требования к организации наблюдения :
• Цель и задача наблюдения должны быть поставлены чётко и конкретно;
• Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний;
• В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь;
• Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей;
• Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней;
• Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм последующей работы;
• В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, и очень важно, отношение к нему.
Для закрепления знаний детей о природе можно использовать :
1. Календарь погоды;
2. Иллюстративно-наглядный материал;
3. Использование художественной природоведческой литературы;
4. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы;
5. Беседа о природе;
6. Дидактические игры.
Как же готовиться к наблюдению?
Прежде всего, необходимо определить место наблюдения, задачи, затем выбрать объект наблюдения (растение, животное, объект неживой природы, который должен быть для детей интересным, доступным для восприятия. В процессе наблюдения большое внимание следует уделять организации детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним – покормить, поиграть, полить и т. д. Продумывая организацию и руководство наблюдения детей, необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малыша. В процессе наблюдения воспитателю надо стараться, чтобы оно проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.