ЕЛЕНА ФАДЕЕВА
«Мы мир храним, пока мы помним о войне». Программа просвещения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №44»
Пояснительная записка
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской федерации является патриотическое воспитание граждан.
Россиянам высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Публикация «„Мы мир храним, пока мы помним о войне“, Программа просвещения родителей» размещена в разделах
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения; девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи,
резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение и падение престижа военной и государственной службы. Снизилась роль самой армии в патриотическом воспитании подрастающего поколения. На сознание подрастающего поколения оказывает разрушающее воздействие пропаганда в средствах массовой информации чуждых традиционному российскому менталитету идеологических, социально-политических, духовно-нравственных стереотипов и штампов, фальсификация отечественной истории и истоков российской культуры.
Характеризуя создавшееся в стране положение, президент РФ Путин В. В. сказал, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”.
Программа работы с родителями «Мы мир храним, пока мы помним о войне» - основана на организации системы родительского просвещения, направленного на выстраивание детско-родительских отношений, налаживание психологического климата в семье, возвращение к таким традиционным семейным ценностям, как любовь, верность, забота, честь, достоинство, ответственность, почитание старших, знание и уважение своей родословной, социализацию подрастающего поколения.
МДОУ «Детский сад №44»
Направленность:
Повышение уровня родительской компетентности в вопросах образования, воспитания и развития личности ребенка на основе традиционных семейных ценностей; вовлечение родителей в деятельность для построения конструктивного диалога.
Совершенствование системы мер, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей семьи.
Формирование нравственно–патриотических качеств родителей и детей, чувства любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям народов.
Взаимодействие с родителями по патриотическому развитию детей.
Новизна программы заключается :
1. В разработке мероприятий по включению и просвещению родителей в педагогический процесс по вопросам патриотического воспитания детей;
2. В оригинальности применения ранее известных и использование новых методов и приёмов работы с родителями по проблеме патриотического воспитания.
Актуальность программы.
Актуальность разработки программы подтверждается событиями последнего времени. В связи с политическими и экономическими изменениями в России особенно ярко проявился кризис семьи. В последнее время значительно изменился вектор семейных ценностей: исчезло почитание родителей, уважение к истории своего рода и своей страны, произошел разрыв связи между поколениями. Семья, её уклад и традиции, для большинства молодых людей перестали быть ценностью. У родителей сформировалась потребительская позиция по отношению к государству, а по отношению к своему ребенку – безответственная.
В связи с этим назрела острая необходимость педагогического просвещения родителей, т. к. в условиях дефицита семейных ценностей многие родители хотят видеть в своих детях гармонично-развитую личность, воспитанную на духовно-нравственных ценностях, успешно социализированную в общество, а также владеть новыми формами и методами воспитания своих детей.
Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка и возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание детей, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется
МДОУ «Детский сад №44»
преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможна без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий.
Педагогическая целесообразность
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому проводимое в детском саду нравственно-патриотическое воспитание представляет собой комплекс мероприятий, имеющих гражданскую направленность, которые должны сформировать у ребенка и его родителей единые ценности.
Успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможна без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.
Всё это способствует быстрому усвоению программного материала с родителями и детьми, и даёт положительную динамику.
Основной целью программы является :
Совершенствование системы педагогического просвещения родителей, обеспечивающей формирование духовно-нравственных ценностей семьи.
Повышение уровня родительской компетентности в вопросах образования, воспитания и развития патриотических качеств ребенка дошкольного возраста.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:
1. Изучение теоретических основ проблемы воспитания патриотизма в работе с дошкольниками.
2. Выявление потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по патриотическому воспитанию дошкольников.
МДОУ «Детский сад №44»
3. Повышение педагогической грамотности родителей по проблеме формирования начал патриотизма у дошкольников.
4. Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания.
5. Укрепление статуса и престижа семьи, уважительного отношения всех членов семьи между собой.
Главной задачей взаимодействия педагогов ДОУ с родителями является установление партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей и создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий.
Особенности программы :
Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Данная программа «Мы мир храним, пока мы помним о войне» направлена на работу с родителями по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям.
В основе программы лежит формирование у детей чувства патриотической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями, основанных на ознакомлении с подвигом нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Сроки реализации:
Программа рассчитана на один год.
Ожидаемые результаты:
- увеличение активности родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий ДОУ по гражданскому, патриотическому воспитанию детей;
- активизация деятельности педагогического коллектива и родителей по патриотическому воспитанию;
- обогащение педагогических знаний родителей по патриотическому воспитанию, рост педагогической культуры родителей по патриотическому воспитанию детей в условиях семьи.
МДОУ «Детский сад №44»
Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников
№ Формы работы Тема Цель Сроки
1 Дискуссионная беседа «С чего начинается
патриотизм?» Повысить образовательные и теоретические знания по
проблеме у мам и пап;
помочь родителям сохранить и развить любознательность
детей в совместных мероприятий. Сентябрь
2 Оформление папки-передвижки «Юный патриот» Продолжать способствовать формированию любви к своей родине и твердой гражданской позиции. Сентябрь
3 Создание фильма-презентации «Эхо Великой войны в моей семье» Увлечь родителей педагогическими знаниями, вызывать интерес вопросом воспитания. Октябрь
4 Круглый стол «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье» Показать родителям роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании. Октябрь
5 Реклама (книг, статей, журналов) «Что читать детям о ВОВ» Оказание психолого-педагогической помощи родителям по вопросам воспитания и образования детей. Октябрь
6 Семинар «Известные люди родного края» Повышение уровня знаний родителей; формирование гражданских и патриотических чувств; повышение роли семьи в воспитании у детей уважения к истории родного края. Ноябрь
7 Родительское собрание (с демонстрацией семейных проектов) «Герой в моей семье» Привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания.
Ноябрь
8 Консультация «Мой город – капелька России» Предполагает сотрудничество родителей воспитанников с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует воспитанию подлинного,
самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта Ноябрь
МДОУ «Детский сад №44»
9 Фестиваль «Подарок неизвестному солдату» Популяризация семейных ценностей и развитие различных форм семейного художественного творчества. Декабрь
10 Конкурс семейных буклетов «Земляки - герои» Продолжать знакомить родителей с подвигом земляков Декабрь
11 Обмен мнениями «Воспитание любви к родному городу» Мотивация родителей к общению друг с другом, обмен опытом семейного воспитания. Январь
12 Открытое мероприятие (родитель-заместитель) «День толерантности» Воспитание культуры толерантности в молодежной среде, связанной с признанием и уважением разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, профилактика любых форм интолерантного поведения. Январь
13 Досуг «Сказка – как средство патриотического воспитания дошкольников» Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма Февраль
14 Буклет «Россия – страна, в которой мы живем» Помочь родителям найти решения проблемы патриотического воспитания в семье. Февраль
15 Памятка «Знаменательные события военных лет» Формирование обобщенного представления родителей о патриотическом воспитании
дошкольников Март
16 Консультация «Пример родителей в воспитании патриотизма у детей» Повышение педагогической грамотности родителей. Март
17 Семинар - практикум «Природоохранительная деятельность воспитателей, детей и родителей - важный путь патриотического воспитания» Информировать родителей о работе детского сада по формированию у дошкольников экологической культуры Март
18 Викторина «Россия – родина моя» Формировать умение взаимодействовать друг с другом. Апрель
МДОУ «Детский сад №44»
19 Акция «Посылка солдату» Создание условий для реального объединения детей, родители воспитанников, в процессе социально полезного дела. Апрель
20 Совместная экскурсия в музей «Они сражались за Родину» Расширить представления детей и родителей о героическом прошлом народа. Апрель
21 Акция «Письмо ветерану» Содействие преемственности поколений. Май
22 Выставка совместных детско-родительских работ «Миру – мир, войны не нужно!» Повышать мотивацию воспитанников на создание качественных и аккуратных работ, систематизировать и обобщить знания у воспитанников Май
23 Марш совместно с родителями «Бессмертный полк» Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, и педагогов, через расширение общего кругозора. Май
24 Тематическая встреча (городская библиотека) «Наши ветераны» Посещение культурно - досуговых мероприятий, организация преемственной связи с библиотеками. Май
МДОУ «Детский сад №44»
Список литературы:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2016г.
2. Великая Отечественная война. /https://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
3. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2014-- 2015 годы. - Российская газета. 2018 год.
4. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2017г.
5. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения https://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
6. День Победы! (Тематические коллекции) https://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
7. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2018г.
8. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / https://www.p4c.ru/671
9. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2015. - № 3.
10. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2014.
11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2016 г.
12. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / https://kids-kids.ru/archives/138
13. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война : [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2018, №2.
14. Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2014г.
15. Doshkolnik.ru, Solnet.ru
16. М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.