Надежда Ферд
Методы и приемы обучения дошкольников навыкам личной безопасности
▼ Скачать +Заказ
1. Дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Очевидно, что весь объем знаний, рекомендованный Программой, невозможно передать детям только во время НОД. Закрепление, расширение и углубление знаний осуществляются в беседах с детьми, играх, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности, художественном творчестве и. т. д, которые могут быть организованны преимущественно во второй половине дня или на прогулке, а также в утренние часы.
Публикация «Методы и приемы обучения дошкольников навыкам личной безопасности» размещена в разделах
Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 10-15 мин. – младший дошкольный возраст и 20-25 мин. – старший дошкольный возраст.
Первый и очень распространенный прием – это использование разнообразного дидактического материала, как и метода наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. Подробно рассказывать о них я думаю, нет смысла. Напомню лишь то, что игра как основной вид деятельности в дошкольном детстве используется в разных аспектах. Например, опытно – исследовательская деятельность дошкольников позволяет детям активно включаться в процесс познания, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого делать небольшие открытия, выводы, умозаключения: это может быть проектная деятельность, организация которой помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что в конечном счете развивает познавательные способности, творческое мышление детей, их коммуникативные навыки. В исследовательском проекте дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газеты, плаката, книги, выставки, так же результатом творческих проектов могут стать оформление группы, показ спектакля и. т. д. В проекте могут сочетаться разные его направленности, поэтому и содержание их могут быть различным. Все зависит от отношения педагога к этой деятельности, его инициативы, творческого подхода. Интересны и такие формы работы, как игровые тренинги: «Мы вызываем службу спасения», «Оказание первой помощи», «Составление семейного альбома», портфолио или паспорта «Жителя страны безопасности» (слайд).
2. Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные виды деятельности и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников, такая как «Не открывай дверь чужим людям»
Коль дверной звонит звонок
Посмотри сперва в глазок
Кто пришел к тебе, узнай,
Но чужим не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать
Дверь не вздумай открывать!
Если в дверь начнут ломиться
То звони скорей в полицию! Спасибо!
3. Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности. Так наши воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОНР под руководством музыкальных руководителей обыграли сказку Гноевой «Большое и маленькое «нет»». Идея оживших предметов, необыкновенно притягательна для детей. Они с удовольствием экспериментируют с листами бумаги, скручивая, комкая и манипулируя, заставляют её ожить и выполнить роль героя произведения. Я, предлагаю посмотреть Вам эту игру-спектакль.
4. Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Этому мы уделяем большое внимание в своей работе. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость, активную жизненную позицию. Воспитанники подготовительной группы исполнят для Вас танец «Моя Россия» - именно такие музыкально-ритмические комплексы вызывают у дошкольников интерес и позволяют нам сформировать эти качества. Встречайте наших ребят.
И в заключении хочу сказать, что жизнь дается человеку только раз. Чтобы ее прожить достойно и счастливо, надо ее сохранить.
Наша задача - подготовить ребенка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями.