Надежда Светкина
Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят
▼ Скачать + Заказать документы
Упавшему помоги встать.
Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.
И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.)
В настоящее время современное общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. У людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно- нравственных качеств личности. Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
Публикация «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят» размещена в разделах
Кто такой волонтер?
Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец».
Волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда человек получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Нас заинтересовала это новая форма работы с детьми, считаем, что она приведет:
- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
- к оптимизации детско - родительских отношений и умению работать в команде;
Цель технологии — развитие духовно — нравственных качеств личности дошкольников.
Задачи:
1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет
2. Дать детям практические навыки участия в волонтерском движении
3. Учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается
4. Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность
5. Способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка
6. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
Вникнув в цель и задачи волонтерского движения, опыт других детских садов, нам тоже захотелось организовать такую работу.
Назвали мы свой волонтерский отряд «Добрые сердца». Девиз отряда «Ни дня без доброго дела!
Организация волонтерства в детском саду должна проходить поэтапно.
Этапы:
1. Изучение методов и приемов организации.
Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста "Дети - волонтеры" познакомились с выступлением Н. П. Гришаевой "Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе".
Очень важно, чтобы волонтерские акции были согласованы с режимом дня младших и старших групп, комплексно-тематическим планированием, не мешали образовательному процессу. Установить партнерские отношения с родителями, привлечь к сотрудничеству.
2. Социально-психологическая подготовка волонтёров
Главная задача запуска детского волонтерства заключается в мотивации детей на волонтерскую деятельность, организации команды. Проводятся беседы, например: «Что значит добрый человек?», «Почему добро побеждает зло?», "Кто такие волонтеры?", "Как стать волонтерами для малышей", показ мультфильмов, чтение книг, слушание песен, проведение с детьми игр о доброте. Выяснение чем любят заниматься дети, чему могут научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, надо сформировать команду.
3. Формирование волонтёрского движения
Создание волонтёрского отряда можно начать с создания эмблемы, например: много детских ладошек сложены в виде сердца, а так же галстука, всё это мотивировало к призыву «Хочу помочь!», символизирует суть волонтёрского движения.
Совместно с воспитателем дети волонтеры разрабатывают правила команды:
-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.
-Доведи дело до конца.
-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.
-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться
в группе
Обязательным условием волонтерства является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей.
4. Путешествие в мир добрых дел и поступков
На языке детей «дети волонтёры» означает – делай добрые дела! Своим примером и конкретной помощью волонтёры учат малышей навыкам самообслуживания, оказывают помощь при одевании на прогулку, играют с малышами в группе и на улице. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, совместная продуктивная деятельность, совместные настольные, сюжетно — ролевые игры.
5. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.
-Проведение акций: «Добрые дела для малышей» оказание помощи малышам в разных видах деятельности (одевании, раздевании, убирать игрушки и т. д.)
- «Покормите птиц» - изготовление кормушек.
- «Собака – друг человека» и другие.
Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Какую работу мы уже провели: сделали из бумаги для малышей тарелочки для игр на кухне; поздравляли с днем дошкольного работника воспитателей-пенсионеров; участвовали в акциях «Берегите мордовские леса» - сбор макулатуры; «Синичкин день» - делали с детьми съедобные кормушки.