ирина рябова
«Любовь к Родине воспитывается с раннего детства»
▼ Скачать
Вопрос: «Как воспитать у ребенка любовь к Родине?» имеет один универсальный ответ. Сначала нужно научить ребенка быть добрым, ответственным и неравнодушным. Нужно пробудить в нем к чему-либо чувство привязанности. Но прежде необходимо «научить» ребенка видеть красоту, которая окружает его. Ребенок, не любящий природу, не сможет полюбить Родину.
Публикация «„Любовь к Родине воспитывается с раннего детства“» размещена в разделах
Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Любовь к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Мир ребенка начинается с его семьи.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Воспитывают в них гуманное отношение к своим близким.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.
Приобщаем детей и к культуре своего народа (русские народные праздники, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даем детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки.
Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд. Приобщая их к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе (Покормим птиц зимой).
Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих.
Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Семья», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.
Вежливые слова в младшем возрасте дети воспринимают как нечто формальное, необязательное. Поэтому, важно выработать у них привычку постоянно говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Лучшие помощники, в сложившейся ситуации, это герои любимых книжек, а так же примеры взрослых.
В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это может быть медвежонок, который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми, зайчонок, который сбежал от волка.
С первых лет своей жизни детям знакомы произведения А. Барто «Бычок», «Зайка», «Мишка», «Наша Таня», героям которых нельзя не сочувствовать и хочется помочь. Эти незатейливые стихи учат гуманности, заботливому отношению.
Особое значение приобретает задача развития эмоций, поддержание у детей хорошего настроения, что повышает его активность, любознательность, создает основу для формирования привязанности к окружающим.
У детей нужно воспитывать положительное доброжелательное отношение к окружающим его взрослым, желание охотно выполнять их требования. Добиться этого можно при формировании у них посильной самостоятельности в быту (в самообслуживании, воспитании культурно-гигиенических навыков).
В раннем возрасте закладываются основы доброжелательных отношений между детьми. Это умение играть, не мешая друг другу, проявлять сочувствие, делиться игрушками, согласовывать свои действия с действиями других детей.