Надежда Ильина
Консультация «Любовь к природе воспитываем с детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Ильина Надежда Анатольевна
старший воспитатель
МДОУ «Моркинский детский сад №1»
Аннотация. Статья посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОО. Автор описывает педагогический опыт проведения методической работы по экологическому воспитанию дошкольников. Раскрываются формы и методы работы в ДОУ.
Ключевые слова: экологическое воспитание; природа; дети; занятия; наблюдения.
Публикация «Консультация „Любовь к природе воспитываем с детства“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Берегите и любите родную природу!»- как часто мы говорим это детям в детском саду. В последнее время мы видим, как наши леса исчезают, как горько узнавать о том, что многие животные и растения на грани исчезновения, и без вмешательства человека мы не сможем спасти нашу природу.
Приучать любить природу надо начинать с самого раннего детства, ведь дети – это чистый лист бумаги, и от того, что мы в них заложим, будет зависеть будущее человечества.
Дети замечают всё : бабочку, сидящую на цветке, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, божью коровку в густой траве, прыгающего с травки на травку кузнечика. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. И эти бесконечные вопросы «Почему идёт дождь?», «Почему появляется радуга?», «Почему сейчас холодно?» и т. д.
Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду проходит через все виды деятельности. Дети получают знания не только на занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на мини-огороде, цветнике, проведения опытов в уголке природы.
В процессе экологического воспитания детей мы используем следующие формы и методы:
• наблюдение
• моделирование (календари природы)
• экскурсии
• игровые обучающие ситуации
• различные игры экологического содержания
• труд в природе
• природоохранные акции
• экологические праздники и развлечения.
В детском саду знакомство с природой начинается через наблюдения. Во время наблюдений у детей развивается познавательная активность, развиваются умственные способности, умение сравнивать, анализировать. Например, наблюдая за воробьями, дети замечают, что воробья трудно обнаружить на земле, т. к. он становится почти незаметным благодаря пёстро-серенькой окраске, а зимой, во время прогулки, дети делают вывод, что птицам страшен голод, а не холод, поэтому дети с удовольствием подкармливают птиц, тем самым учатся заботиться о птицах и животных. Систематические наблюдения позволяют следить за ростом и развитием растений и животных. Например, наблюдая за почками на берёзе, дети узнают, что сначала набухают почки, а затем уже появляются листочки. Наша задача – вызвать у них интерес к природе, дать им правильные представления о её явлениях, научить беречь каждый кустик, травку, цветок, букашку, заботиться о растениях, животных и птицах.
Большую роль в экологическом воспитании играют занятия. Педагоги знакомят детей с видами, условиями жизни и обитания животных, растений, с «экологической пирамидой», где с помощью анализов, суждений подводим детей к выводу, что если нарушить в экологической цепочке хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие. Начиная с младшей группы, воспитатели активно используют на занятии интеллект-карту. Дети вместе с воспитателем собирают информацию о каком-то объекте или явлении, составляют схему, используя рисунки или картинки. Составление интеллект-карт на занятии способствуют закреплению и обобщению пройденного материала, развивает логическое мышление, речь.
Дети от природы очень любопытны, поэтому опыты вызывают большой интерес у детей. В каждой возрастной группе имеется мини-лаборатория, где дети ставят простейшие опыты. Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, камешки, глина, песок, шишки хвойных деревьев и многое другое). Во время опыта дети узнают, что воздух есть везде, он лёгкий и невидимый, сами делают вывод, при этом задача воспитателя подвести ребёнка к правильному умозаключению.
Окружающая природа – это источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка, поэтому особое место уделяем экскурсиям, походам в лес. Именно там ребёнка можно научить бережно относиться к родной природе : не шуметь в лесу, потому что можно напугать животных и птиц; не рвать цветы, а любоваться ими; не ломать ветки, потому что дерево высохнет и погибнет; не разорять муравейник и гнёзда птиц; не топтать ногой даже несъедобные грибы, потому что ими питаются некоторые животные. Во время похода мы снимаем на фотоаппарат всё интересное, что видим, а затем вместе с детьми просматриваем и зарисовываем, что нам больше всего понравилось в лесу. Проводим осенние развлечения в лесу с участием родителей, где главные герои Леший, Баба-Яга и Осень. Такие мероприятия помогают вовлечь родителей в жизнь детского сада.
Большая работа по воспитанию, любви и бережному отношению к природе проводится воспитателем Ивановой Е. И., в кружке «Мир вокруг нас». Через кружковую деятельность ребята знакомятся с экологическими проблемами и учатся решать их. Участие в природоохранной акции «Защитим наш посёлок от мусора», «Домик для скворца» прививает любовь к родному посёлку и к братьям нашим меньшим. Во время работы над проектами «Ель живая - неживая», дети узнали, какую пользу приносит ель человеку и животным. В проекте «Красная книга нашего края» дети познакомились с Красной книгой, какие животные, растения нашего края находятся под угрозой исчезновения.
Ежегодно в детском саду ставятся спектакли на экологическую тему: «Цветик-семицветик» на новый лад, по сказкам В. Сутеева «Под грибом», «Яблоко» с целью воспитания бережного отношения к природе. Проводятся КВН для детей старшего дошкольного возраста «Всё о птицах», «Знатоки природы», «Юный эколог», с целью систематизации знаний детей о родной природе. На семинарах-практикумах воспитатели делятся опытом работы своей группы, ищут новые технологии.
Немаловажную роль играют игры экологического характера. Ведь именно в играх дети закрепляют полученные знания на занятиях, во время бесед, наблюдений. Особенно большую пользу приносят игры на природе. Дети могут наглядно увидеть и закрепить название дерева, цветка, услышать звуки природы.
Одним из важнейших условий экологического воспитания является организация предметно-развивающей среды. С этой целью созданы в группах уголки природы, которые служат не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Здесь размещены дидактические игры, художественная литература, календарь погоды, поделки из природного материала, сделанные руками детей, ящики с почвой для посадки семян овощей и цветов. Имеются растения, за которыми дети ухаживают: поливают, протирают листья, рыхлят.
Но самое прекрасное и любимое место для всех - это территория нашего детского сада, где расположены цветники, деревья, кустарники, мини - огород и домашний двор. Весной в каждой группе появляется огород на подоконнике, где дети вместе с воспитателем сеют цветы, овощи, а затем высаживают рассаду на грядки. В течение лета выполняют не сложные поручения: поливают, ухаживают, наблюдают за ростом растений, тем самым проявляют заботу о растениях.
Если проанализировать проводимую работу, можно сделать вывод, что многое зависит от того, как относимся к природе мы - взрослые, какой пример, мы будем подавать подрастающему поколению. Именно от наших детей будет зависеть, какой будет наша Земля, а, следовательно, и наша жизнь в ближайшие десятилетия, поэтому очень важно с самого раннего детства прививать в детях интерес, любовь и мысли о бережном отношении к окружающей нас природе.
Литература:
1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. – М. : Мозаика-синтез, 2002.
2. Николаева С. Н. «Система экологического воспитания дошкольников» – М. : Мозаика-синтез, 2011.
3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду // Первое сентября. – 2005. – №17. – С. 11–15
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.