Наталья Викторовна Перминова
Комплексное занятие в подготовительной группе «Люблю березку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие в подготовительной группе «Земляничка»
«Люблю березку русскую»
Цель: формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания о взаимосвязи человека с природой. Показать экопозитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через художественно – эстетическое восприятие. Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения березы.
Публикация «Комплексное занятие в подготовительной группе „Люблю березку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование и материалы: аудиозапись с русскими народными песнями и звуков природы, репродукции картин русских художников, стихи русских поэтов, поделки из бересты, березовый веник, туесок, веточки березы, сок, краски (гуашь, раздаточный материал.
Ход занятия
-Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Викторовна, я хочу с вами познакомится и сделаю это так: я сейчас через ладошки передам тепло своего сердечка вам, а вы в свою очередь каждый назовет свое имя и передаст через ладошки тепло своего сердечка мне.
- Вот мы с вами и познакомились. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о красоте природы нашей Родины. Проходите на места. Мы сегодня узнаем очень много интересного.
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, любимый двор.
- Ребята, как вы думаете, что такое Родина? (это место где мы живем). Правильно ребята, у каждого жителя Земли есть своя Родина. Это место где родился человек. -А вы знаете, как называется наша Родина?
- Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют?
- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине?
- Что представляете вы, когда говорят о России?
- Отгадайте загадку. Клейкие почки, зеленые листочки
С белой корой стоит под горой. (береза)
- Ребята, какое дерево является символом России? С древних времен береза является символом России. Жители других стран, говоря о России представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают русскую березку. - - Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке :
• Словно девица русская, приумолкнув стоит
• Ты до того березонька красива и в полдень, и в часы росы. Что без тебя не мыслима Россия, и я не мыслим без твоей красы.
• Береза – щедрое и доброе дерево!
- А вот послушайте, как красиво о зимней березе говорил поэт Сергей Есенин:
Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой.
Физ. минутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времён глухо старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. Она растет во всех уголках нашей объятой Родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мечты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (ответы).
- Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте, есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевичками, через них береза дышит.
- а теперь, ребята, подойдите к столам, где лежат кусочки бересты. Возьмите ее в руки, потрогайте какая она (шершавая, потная, белая, с черными полосками).
- Ребята, так что же такое береста? (это кора березы).
- А чем же она отличается от коры других деревьев? (белая с черными полосками).
- От чего береста защищает дерево? (от воды, вредных воздействий человека и животных).
- А что такое чечевички? (это отдушины, чем дышит береза).
- в далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма. Берестяные грамоты хорошо сохранились потому, что береста долго не гниет в земле и даже в воде.
- а теперь, ребята, я вас хочу удивить и показать какие изделия люди научились делать из бересты. Издавна из бересты крестьяне плели лукошки, торбы, короба и туески для ягод, грибов, продуктов. Посмотрите, какой интересный короб, в таком коробе медведь нес пирожки бабушке и дедушке. Из какой сказки? А вот это туесок, в нем хранили квас, молоко, сусло. А та ложка сделана из березы и ей очень много лет, когда крестьяне приходили с работы, ели такими ложками кашу, сваренную в русской печи, которая топилась березовыми дровами. А на ноги плели такие лапти. Срез березы используют для изготовления картин. Вот посмотрите, какие интересные картины.
- Вам понравилось мастерство русских умельцев?
- А сейчас я вас приглашаю в картинную галерею. Мы с вами увидим с какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы. Видите на всех картинах изображена красавица – березка (рассматриваем).
- Давайте подойдем к березке, станем вокруг нее и заведем хоровод, так в старину славили русскую березку.
Во поле березка стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли- люли стояла, люли – люли стояла.
Некому березу заломати, некому кудряву заломати.
Люли- люли заломати, люли –люли заломати.
- Про березу говорят, белоствольная, кудрявая, стройная. Березка не только красивое дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы. Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березы, этот отвар становится очень полезным и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни. Дает бодрость и силу. А когда веник исчерпал свою силу, то его использовали в старину для натирания березовых полов и его называли «голик» или «голяк». Еще из березовых веток делали метлы, подметали полы и дворы. Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху.
- А вот березовые дрова в деревне, где есть печи или камины, зимой незаменимы. Они долго горят, дают много тепла и выделяют приятный аромат.
- Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.
На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить,
Не губить ее, не губить.
Физ. минутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем- крылья сложим назад.
- Ребята, давайте сядем за столы, где приготовлены кисти и краски. Я предлагаю вам нарисовать нашу русскую березку. (дети рисуют под звучание музыки, рассматриваем рисунки, отмечаем особенности, анализируем выполненные работы).
- Ребята, весной, когда деревья «просыпаются» и начинает сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья. Вот и сегодня березка хочет вас угостить березовым соком. Попробуйте, какой он вкусный, а главное – полезный. Будьте здоровы! Запомните такую примету: «Из березы течет много сока – к дождливому лету».
- Ребята, мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы надолго останетесь в моем сердце.