Наталья Кузьмина
«LEGO-конструирование» — одно из средств развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Кузьмина Наталья Викторовна, учитель-дефектолог МОКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Спасо-Талицкий детский дом для детей дошкольного возраста Оричевского района Кировской области.
Описание работы: Данный материал из опыта работы будет полезен воспитателю, учителю-дефектологу, педагогу-психологу, учителю-логопеду.
В статье раскрывается значение «LEGO- конструирования» для развития дошкольников, представлены LEGO-игры и конспект НОД по LEGO -конструированию.
Публикация «„LEGO-конструирование“ — одно из средств развития дошкольников» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
«LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития детей.
Под конструктивной деятельностью понимается процесс построения сооружения определённой конструктивной системы из имеющихся частей или элементов (Г. В. Кирия, В. Г. Нечаева, Е. Шаламон). В его русле создаются условия для развития воображения (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, В. В. Давыдов) и интеллектуальной активности (Д. Б. Богоявленская, экспериментирования с материалом (Е. А. Флёрина, возникновения ярких и «умных» эмоций (А. В. Запорожец, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития дошкольников.
С помощью «LEGO» - конструктора трудные учебные задачи решаются посредством увлекательной игры, в которой дети одновременно перевоплощаются в своих любимых героев: это строители многоэтажного дома, которые стремятся завершить строительство для новосёлов; либо это будущие гонщики, обсуждающие марки своих автомобилей для участия в «Формуле-1»; или это лётчики, осваивающие новые самолёты.
«Ребенок строит, а значит, он СОЗИДАЕТ, он строит свой мир, тот который ему нравится и который он понимает»
Работа с «LEGO – конструктором» в нашем дошкольном детском доме
ведётся в форме факультатива «LEGO-ДРУГ».
На начальных этапах знакомства с деталями конструктора и различными видами скрепления применяются разнообразные дидактические игры «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Найди такую же деталь», «Чья башня выше», «Запомни и построй» и т. д., что так же способствует развитию зрительного внимания, целостности восприятия и памяти.
Вот некоторые из них. «Найди детали одного цвета»
Материал: коробочка с мелкими полосками бумаги, детали конструктора LEGO разного цвета и формы.
Цель: Развивать быстроту мышления, мелкую моторику, зрительное восприятие.
Правило: Детали конструктора спрятаны в коробочке с бумагой. Дети должны найти детали своего цвета (формы). Побеждает тот, у кого в конце игры больше деталей (дети могут построить башню из своих кирпичиков, чья башня выше – тот победитель).
«Найди постройку»
Материал: карточки, постройки, коробочка. Цель: Развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками. Правило: Дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и находят эту постройку. «Найди такую же деталь, как на карточке»
Материал: карточки, детали конструктора LEGO.
Цель: Закрепить названия деталей конструктора LEGO. Правило: Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора LEGO. Находят такую же деталь. В конце игры дети строят модель из своих кирпичиков и придумывают название. «Чудесный мешочек»
Материал: набор LEGO - конструктора, «Чудесный мешочек».
Цель: Учить узнавать детали конструктора на ощупь.
Правило: Ведущий держит мешочек с деталями конструктора LEGO. Дети по заданию достают деталь из мешочка. Затем объясняют свой выбор.
«Построй, не открывая глаз»
Материал: плата, наборы LEGO. Цель: Учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук. Правило: Перед детьми плата и конструктор, дети с закрытыми глазами пытаются что-нибудь построить. Затем придумывают название.
Для поддержания интереса к конструктивной деятельности и закрепления уже имеющихся у детей конструктивных навыков и умений использую чередование мелкого конструктора «LEGO-DUPLO» с крупногабаритными модулями «LEGO-DAGTA».
Темы разнообразны и увлекательны («Постройка пирамид», «Зоопарк», «Динозавры», «Космические корабли», «Построим город коротышкам», «Полёт на Марс» и т. п.)
В результате систематических занятий у старших дошкольников формируются необходимые для будущего обучения в школе предпосылки: умение выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать свою работу и рассказывать о содержании выполненного, а также развивается мелкая моторика рук и ориентир в пространстве, расширяются представления об окружающем мире, закрепляются обобщающие понятия: «Транспорт», «Растения», «Животные» и др.
Можно с уверенностью сказать, что на занятиях по LEGO-конструированию дети имеют возможность эмоционально раскрыться, поверить в свои силы, активизировать знания и умения.
«LEGO-конструктор» с успехом могут использовать на своих занятиях учителя-дефектологи (с детьми с ограниченными возможностями здоровья, педагоги-психологи (с гиперактивными детьми, учителя-логопеды (с детьми с ОНР, и воспитатели всех возрастных групп для решения программных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста.