Анна Орешкина
Консультация «Кукольный спектакль и театрализованная игра»
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Общеразвивающего вида детский сад №47
Муниципального образования
г. Новороссийск
Тема: «Кукольный спектакль и театрализованная игра».
Подготовила:
Орешкина А. В.
Осипенко Л. Ф.
г. Новороссийск
Публикация «Консультация „Кукольный спектакль и театрализованная игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сценарии кукольных спектаклей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Хорошо известно, что главным спутников в жизни для ребёнка является его любимая игрушка, любимая кукла. Как много значит ее присутствие для детского сердца, ведь кукла может почти все: выслушать, развеселить, обрадовать, пожалеть. А если вдруг она «оживает», начинает говорить, двигаться, петь и танцевать, то вызывает огромный восторг в душе ребенка.
Такие встречи с театральными куклами близки, доступны и понятны детям, они помогают им расслабиться, снимают напряжение, создают радостную атмосферу, вызывают желание пообщаться с куклой, хорошо ее рассмотреть, взять в руки. Однако нельзя рассматривать кукольный театр и драматизации только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольном возрасте у ребенка формируются отношение к окружающему миру, его интересы, характер. Поэтому в этом возрасте необходимо показывать детям примеры доброты, дружбы, правдивости и трудолюбия. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по нравственному, умственному, эстетическому воспитанию. Для организации кукольного театра необходимы куклы различных систем: яркие, легкие, доступные и удобные в управлении для ребенка. Надо стараться проводить подготовку и показ кукольных театров качественно, на высоком педагогическом и исполнительском уровне.
Кукольный театр - это форма театра или спектакля, в котором используются куклы - неодушевленные предметы, часто напоминающие человека или фигуру животного, которые оживляются или управляются человеком, называемым кукольником. Такой спектакль еще называют кукольным. Сценарий кукольного спектакля называется кукольным спектаклем. Кукловоды используют движения рук и рук для управления устройствами, такими как стержни или веревки, для перемещения тела, головы, конечностей и в некоторых случаях рта и глаз марионетки. Кукольник иногда говорит голосом персонажа марионетки, а иногда он играет под записанный саундтрек.
Театрализованная игра с детьми дошкольниками 4-5 лет
В средней группе все виды и формы проявления театрализованной игры усложняются. Главным двигателем творчества в этом возрасте являются возрастающий интерес к художественной деятельности, активное овладение детьми игровыми умениями (следить за развитием взаимодействия персонажей спектакля, разыгрывать роли, при этом красиво двигаться, управлять интонацией, выражать эмоцию в мимике).
В 4 — 5 лет у детей появляется интерес к разнообразию ролевых воплощений, поэтому педагогу необходимо прослеживать количество проигрываемых каждым ребенком ролей. Качество исполнения роли пока не сильно беспокоит малыша — он только учится играть и чувствовать роль. Желание «наиграться» превалирует над другими стремлениями. Воспитатель, действуя как мудрый партнер, режиссер и советчик, анализирует возможности ребенка и со временем сможет выстроить перспективу развития его артистизма, навыков художественной игры.
Пока же нужно дать ребенку как можно больше образцов-эталонов и вариантов-интерпретаций (ролей, действий, сюжетов, чтобы, с одной стороны, научить драматизации, а с другой стороны — не ограничить свободу мысли и чувства. Следует пополнять художественные впечатления детей, давать пищу для восприятия. Педагог, показывая отдельные игры-драматизации, сценки или развернутые драматические представления, тем самым удовлетворяет потребность детей в художественном зрелище. Сюжеты, оказывающие сильные впечатления на ребенка, вызывают в нем большое желание подражать, то есть играть роли, причем так же вдохновенно и выразительно, как это делает воспитатель. Начиная со средней группы, у детей все ярче проявляется способность к художественной имитации; воспитателю нетрудно увлечь их интерпретацией роли, ярким сюжетом. Сюжеты, которые предлагает взрослый детям, изменяются: они становятся более сложными для восприятия, могут быть продолжительнее, чем раньше. Педагог побуждает ребят к выделению нравственной идеи (добра и зла, взаимопомощи и др.) прочитанной сказки, воспитывая чутких слушателей.
Театрализованная деятельность детей в средней группе значительно усложняется в связи с их возросшими возможностями. Теперь взрослый предоставляет ребятам сюжеты на выбор: дети могут их показывать в настольном театре, проигрывать в драматическом детском театре; также можно предложить их в виде этюдов и всевозможных игр.
Воспитателю следует помнить о том, что дети 4— 5 лет могут самостоятельно обустраивать место для своей игры: строить простейшие конструкции, изготавливать атрибутику, элементы костюмов. Педагог помогает им реализовать идеи обустройства игрового пространства, предоставляя для этого специально отведенное время (во время занятий, в свободное время). Это заставляет педагога задуматься об особенностях и возможностях предварительной работы. Как в сюжетно-ролевой, так и в театрализованной игре предварительная работа становится крайне необходимой, так как она позволяет оснастить будущий сюжет (спектакль) предметной средой.
Так же как и в разыгрывании сюжетов, в оборудовании предметно-пространственной среды воспитатель должен давать детям как можно больше возможностей проявить самостоятельность. Пусть на первых порах дети что-то сделают не так, зато потом, освоившись, скорее поймут, чего они не учли, какую деталь не сделали, разыгрывая ту или иную сценку.
Театрализованные игры :
• учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
• приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластилина, игрушки из киндер – сюрпризов. Дети выполняют соответствующие тексту движения.
Предлагаемые игры-ситуации можно проводить в любое время в режиме дня: как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. В этом возрасте ребята охотно разыгрывают знакомые сказки и произведения, которые произвели на них сильное впечатление. Некоторые дети приносят книжки, которые им читают дома родители, и просят воспитателей прочитать им любимые произведения еще и еще раз. Часто ребенок, по книге которого устраивается самодеятельная игра, по решению детей получает самую привлекательную роль. Задача воспитателя — помочь без обид распределить остальные роли.
Сказочные сюжеты остаются для детей занимательными, но наибольшим успехом, особенно среди мальчиков, пользуются истории на героическую тему — их привлекают рассказы и сказки, в которых совершаются смелые поступки, преодолеваются преграды. В таких сюжетах добро всегда побеждает зло; герои проявляют выдумку, силу и упорство. Дети подражают положительным героям мультфильмов и кинофильмов, стремясь быть похожими на них. Современные кинофильмы нередко дают образ супергероя, которому все нипочем; ему не свойственны душевные терзания. На фоне этого у детей происходит атрофия чувств, проявляющаяся в том, что ребенок не в силах понять моральное состояние другого человека. Следует акцентировать внимание детей на нравственной стороне поступков героев изучаемых художественных произведений: почему так поступил тот или иной герой, кто ему помогал (или мешал). Умение встать на позицию героя позволяет ребенку глубже понять мотивацию его поступков, а значит, в дальнейшем понять и самого себя, разобраться в своих чувствах.
В самостоятельной игре дети отражают сюжеты, навеянные произведениями художественной литературы.
Искусство отражает жизнь в своих художественных образах. Театр как искусство показывает социальные отношения между людьми, воспитывает подрастающее поколение при помощи специфики жанра, духовно обогащая интеллектуально-эмоциональную сферу детей.