Дарья
Консультация для родителей «Кризис трёх лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ»
Введение
Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Они относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного развития личности.
Осознание себя как постоянного источника разных желаний и действий, отделённого от других людей, происходит к концу 3 года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребёнка. Ребёнок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он.
Он начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице. Отделение себя от других людей и осознание своих возросших возможностей приводит к появлению нового отношения ребёнка ко взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, хочет быть таким как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Это желание «быть большим» дети хотят реализовать немедленно. Это ярко выражается в форме стремления к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых.
Трёхлетний возраст – это особенная веха в развитии ребёнка. Считается, что в этот период базовое развитие ребёнка заканчивается: он уже в полной степени владеет речью, ходит, вступает в межличностные отношения, начинает трудовую практику (хотя бы в виде работы по дому). Дальнейшие годы – это как бы путешествие по тому искусственному миру цивилизации, который был построен многими поколениями людей за всю их историю. Ребёнку предстоит познакомиться с буквами и числами, текстами, теориями и гипотезами, изучить сложную и запутанную социальную организацию и занять в ней собственное место. Понимание всех этих вещей возможно только в условиях самостоятельной деятельности: если просто рассказать ребёнку о том, как работает водопроводный кран, он никогда не научится им пользоваться, поскольку здесь нужно именно практическое освоение.
Кризис 3 лет у ребёнка – это важнейший этап в его психическом развитии. Он разграничивает раннее и дошкольное детство. Внимательные мамы и папы могут заметить его приближение по определенным психологическим особенностям малыша.
Как мы видим, у детей к этому возрасту начинает формироваться собственное «Я», а также становится значимым мнение близких людей об их способностях и возможностях. Так ребёнок подходит к кризису 3 лет – времени, когда в его сознании рушатся привычные устои и правила.
Взросление ребёнка представляет собой череду стабильных и кризисных периодов. В стабильный период развитие происходит медленно, постепенно, в кризисный же – бурно и ярко.
1. Кризис трех лет
1.1 Суть кризиса и причины возникновения
Кризис трех лет - это прежде всего кризис взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают активность, инициативу ребенка и стремятся во что бы то ни стало сохранить авторитарный тип взаимоотношений.
К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущая свое могущество, растущее чувство независимости, ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение.
Кризис трёх лет называют по-другому кризисом «Я сам!». Ребёнок в этом возрасте психологически отдаляется от родителей, стремится к самостоятельности, хочет, чтобы все считались с его мнением. Но сам при этом во многих ситуациях никак не может обойтись без помощи взрослых. В результате у ребёнка возникает противоречие между «я хочу» и «я могу», которое он выражает с помощью негативизма, упрямства, своеволия и других кризисных проявлений.
Первые кризисные симптомы у ребёнка родители могут заметить еще в 2,5 года. Пик кризиса приходится на возраст 3–3,5 года.
Почему кризис происходит именно в этот период?
Во-первых, к этому времени малыш уже многое умеет делать сам. Ест, одеваться, ходить на горшок. Он стремится к ещё большей самостоятельности, но родители пока не готовы ему её предоставить. Возникает столкновение интересов ребёнка и взрослых.
Во-вторых, «трёхлетка» начинает активно взаимодействовать с социальным миром. Идёт в детский сад, знакомится с новыми взрослыми и детьми. Привычные способы коммуникации, которые он применял с мамой и папой, уже не работают. Значит, настало время осваивать новое и расширять границы своих возможностей.
Как правило, период кризиса может длиться от нескольких месяцев до года.
У всех детей он проходит по-разному. Кто-то изводит родителей бесконечными истериками, капризами и протестами, а у кого-то могут наблюдаться редкие случаи непослушания и смены настроения.
Что может повлиять на протекание кризиса 3 лет?
Особенности нервной деятельности и состояние здоровья. Ослабленные дети с неустойчивой нервной системой и психическими отклонениями тяжелее переживают все возрастные кризисы, чем их здоровые сверстники.
Стиль семейного воспитания. В семье, где родители выступают против любого проявления активности и самостоятельности ребёнка, у детей наблюдаются ярко выраженные кризисные симптомы довольно долгое время.
Напряжённые отношения в семье. Если мама и папа постоянно конфликтуют или находятся в состоянии развода, любой возрастной кризис ребёнка будет проявляться более остро.
В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:
1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.
Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.
1.2 Основные признаки кризиса
Кризис трёх лет у ребёнка относится к числу наиболее острых кризисов в личностном развитии. Его симптомы очень яркие, поэтому не заметить их будет сложно.
Кризис трех лет изучен очень хорошо и обстоятельно описан в отечественной психологии. Л. С. Выготский приводит описание таких симптомов этого кризиса. Психология характеризует кризис 3-х лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребенок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.
Ребёнок, находящийся в кризисе, проявляет:
Негативизм
Стремление сделать что-то наперекор тому, что говорят родители. Даже если желания ребёнка совпадают с предложением мамы или папы, он все равно даёт негативную реакцию только потому, что инициатива исходит от взрослого.
Упрямство
Требование ребёнка считаться с его мнением. Малыш добивается чего-то не потому, что этого ему сильно хочется, а потому, что он сам так решил.
Строптивость
Демонстративное отвержение ребёнком того, что предлагают взрослые. «Трёхлетка» отказывается следовать всем принятым правилам поведения в семье и начинает вводить свои.
Своеволие
Стремление ребёнка к максимальной самостоятельности.
Протест (бунт)
Отказ ребёнка выполнять привычные действия. Также малыш может намеренно делать то, что ему запрещают. Протестные действия, как правило, сопровождаются вспышками гнева или истерикой.
Обесценивание
Резкое изменение отношения ребёнка к тому, что раньше для него было важным. Могут быть обесценены любимые игрушки, книги, занятия, а также сами взрослые.
Деспотизм
Стремление к власти над близкими взрослыми. Ребёнок хочет управлять жизнью семьи и диктовать родителям правила поведения. Если в семье несколько детей, к деспотизму подключается ревность к младшим или старшим братьям и сёстрам.
Все эти кризисные проявления говорят о том, что ребёнок всеми доступными, ему способами пытается отдалиться от взрослых и начинает осознавать себя как личность со своими потребностями и желаниями.
Гендерные особенности
Родители должны знать, что мальчики и девочки преодолевают кризис 3 лет по-разному.
Девочки:
• как правило, кризис трёх лет у девочек начинается раньше и более выражен по сравнению с мальчиками. Самые частые кризисные симптомы – это упрямство и строптивость;
• девочки более эмоциональны, чем мальчики, поэтому чаще демонстрируют эмоциональную возбудимость и психическое перенапряжение;
• у девочек лучше развито слуховое восприятие, поэтому у них быстрее, чем у мальчиков, будут появляться новые слова (в том числе грубые или бранные).
Мальчики:
• речевое развитие мальчиков к трём годам отстаёт от девочек. Поэтому они не всегда могут выразить свои эмоции и желания словами. Отсюда – злость и проявления агрессии;
• частые кризисные симптомы у мальчиков – упрямство, своеволие и протестные формы поведения;
• потребность в исследовании окружающего мира у мальчиков в этом возрасте выше, чем у девочек. Поэтому они так часто ломают игрушки и бытовую технику, залазят в каждую щель и всё время находятся в движении.
Предоставьте ребёнку самостоятельность
Чтобы не сойти с ума от бесконечных «я сам» и «я сама», мамы и папы должны предоставить ребёнку определённую самостоятельность действий. Ваши крохи уже в состоянии сами одеться, умыться и убрать за собой игрушки. Да, они будут делать это долго, медленно и неумело. Поэтому запаситесь временем и терпением и позвольте вашему ребёнку проявить свои умения на практике.
Предоставьте право выбора
Кроме самостоятельности у ребёнка должно появиться право на выбор. Но опять же, в пределах разумного. Трёхлетний малыш может выбрать себе варежки на прогулку, но не должен решать, чем вся семья будет заниматься на выходных.
Ищите компромиссы
Будьте гибкими и готовыми к компромиссу. Если ребёнок устроил истерику и ни в какую не хочет есть кашу на завтрак, подумайте, стоит ли эта каша затраченных вами сил и нервов и не лучше ли дать сыну или дочери печенье.
Устанавливайте чёткие границы и разумные запреты
Обозначьте ребёнку чёткие границы того, что можно, чего нельзя. Если малышу нельзя смотреть мультфильмы после 21:00, то это правило действует и при маме, и при папе, и при бабушке.
В семье должно быть единство требований. Иначе вы рискуйте вырастить маленького манипулятора, который знает, что, когда папа в хорошем настроении или бабушка приехала в гости, от них можно добиться всего, что захочешь.
Родителям важно в период кризиса 3 лет пересмотреть свою систему запретов для ребёнка. Будет разумным оставить только то, что:
• угрожает жизни и здоровью самого ребёнка;
• угрожает другим людям или животным;
• приводит к порче ценного имущества.
Любой запрет должен иметь понятное для ребёнка объяснение: «Нельзя засовывать пальцы в розетку, потому что тебя ударит током и тебе будет очень больно».
Выполняйте обещания и следите за состоянием ребёнка
Всегда выполняйте свои обещания. Если вы сказали ребёнку, что после садика пойдёте на детскую площадку, значит, необходимо так и сделать.
Будьте внимательны к состоянию ребёнка. Очень часто плохое поведение и капризы связаны с тем, что малыш устал, хочет спать или перевозбудился.
У «трёхлеток» должен быть сформирован чёткий режим дня. Старайтесь соблюдать его и в будни, и в выходные. Тогда ребёнку легче будет справиться с кризисом. Расписание можно сделать в виде плаката с картинками. Так малышу будет легче ориентироваться в нём.
Давайте посильные задания
Чаще просите ребёнка о помощи, поручайте ему посильные дела: полить цветы, вытереть пыль и т. д. Если вы видите, что ребёнок что-то делает неправильно, не нужно сразу вмешиваться и указывать ему на ошибки. Мягко направьте его в нужное русло и обязательно похвалите.
Используйте игры
Для решения сложных ситуаций используйте игровые моменты. Например, ребёнок всегда медленно одевается и собирается в детский сад. Предложите ему поиграть в пожарных и одеться, пока в песочных часах пересыпается песок, чтобы успеть потушить дом.
Или ребёнок не хочет идти с вами гулять. Скажите, что его любимый мишка мечтает получить в подарок букет из осенних листьев, а их как раз можно собрать в парке около дома.
Проговаривайте проблемы вслух
Проговариваете вместе с ребёнком все его чувства и переживания. Это позволит понять ему, что с ним происходит, и разобраться в собственном состоянии. «Твоя машинка сломалась. Ты очень расстроился из-за этого и заплакал», «Ты нарисовал очень красивый рисунок. Ты очень рад и гордишься этим, тебе приятно».
Постепенно все истерики, капризы, проявления упрямства и своеволия у ребёнка заканчиваются, и он становится более спокойным и послушным.
Однако бывают случаи, когда кризисные симптомы могут затянуться или обостриться.
Родителей должны насторожить:
• появление страхов. Ребёнок стал бояться домашних животных, незнакомых людей и мест, хотя раньше такого не наблюдалось;
• агрессивность. Малыш жесток по отношению к сверстникам, младшим братьям или сёстрам, дерётся с ними и ломает игрушки;
• повышенная активность. Ребёнок буквально не может усидеть на месте, не способен себя ничем занять, стремится к постоянному движению;
• частые и длительные истерики с судорогами. Особенно должно насторожить, если после них ребёнок сразу же засыпает и потом ничего не помнит;
• нарушения сна или аппетита;
• появление заикания, энуреза или навязчивых движений (ребёнок сосет палец, обкусывает ногти и др.).
Кризис 3 лет может стать настоящим испытанием, как для родителей, так и для ребёнка, но он рано или поздно закончится. Преодолев его, ребёнок сможет стать более самостоятельным, ответственным и рассудительным, научится тому, что раньше давалось ему с большим трудом.
Заключение.
Возраст трех лет характеризуется интенсивным физическим, эмоциональным и психологическим ростом, а также проявлением определенных трудностей. Дети на этом этапе могут проявлять повышенную самостоятельность, независимость и оппозицию, а также испытывать негативные эмоции и проявлять агрессивное поведение.
Изучение кризиса трех лет позволяет лучше понять и описать особенности этого периода развития у детей, а также разработать эффективные стратегии взаимодействия с ними. Родители и педагоги могут использовать эти знания, чтобы помочь детям преодолеть трудности и развить положительные навыки. Изучение кризиса трех лет также способствует формированию более гармоничных и здоровых отношений между родителями и детьми, а также развитию педагогической практики и методик работы с детьми этого возраста.
В целом, кризис трех лет является нормальным и неизбежным этапом в развитии детей. Изучение этого кризиса позволяет лучше понять и поддержать детей в их развитии, создать благоприятную образовательную среду и разработать эффективные стратегии взаимодействия с ними.
При правильной коррекции взаимоотношений с подрастающим ребенком кризис трех лет проходит более сглажено, спокойно, завершается спустя несколько месяцев. Новообразованиями данного этапа развития являются психологическая эмансипация ребенка от взрослого, появление самооценки, оценки собственных действий. Активно развиваются волевые качества, самостоятельность, усложняются социальные отношения.
Профилактика затяжного течения кризиса, невротических и психопатических осложнений заключается в создании новых условий развития – выстраивании отношений с учетом изменяющихся потребностей ребенка.