Ирина Куликова
«Каждой семье педагогическую культуру в условиях перехода к ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Из опыта работы, нами представлена структура родительских собраний в нетрадиционной форме. Каждое собрание отличается подбором методов и приемов, форм проведения. Непосредственное участие каждого родителя и ребенка дает возможность открыто проявить свои переживания, радость, познавательные интересы. Подробный, интересный практический материал, может стать основой для многих педагогов в создании и реализации своего педагогического опыта, направленного на формирование педагогической культуры родителей в условиях перехода к ФГОС ДО. Данные разработки охватывают все пять образовательных областей.
Публикация «„Каждой семье педагогическую культуру в условиях перехода к ФГОС до“» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Актуальность
Дошкольное детство - уникальный период, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В тоже время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от родителей и педагогов. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Известный отечественный психолог А. И. Леонтьев из всего многообразия окружающего мира, который, так или иначе, влияет на ребенка, выделил круг близких малышу людей, к воспитательным воздействиям которых он особенно чувствителен. Ими оказались – родители. Именно в семье ребенок приобретает опыт, навыки и умение жить в обществе, усваивает нравственные нормы поведения. Поэтому, успех в воспитании детей в дошкольных учреждениях во многом зависит от того, как организована работа с родителями, их педагогическое просвещение. Наглядная агитация, открытые дни, анкетирование, родительские собрания-все эти формы успешно служат сближению детского сада с семьей, объединяют на почве общих интересов, способствуют взаимодействию и оказанию психологической и методической помощи. Важность проблемы семейного воспитания требует от нас, педагогов совершенствования форм и методов работы с родителями в условиях перехода к ФГОС. На опыте мы убедились, что индивидуальная форма работы с семьей сложна и многогранна, так как имеется возможность помочь каждому родителю конкретным советом, а вот наиболее распространенная коллективная форма, проведение традиционных родительских собраний не дает нужного эффекта без современного подхода. Родители принимают в них лишь формальное участие. Посещаемость, как и активность на традиционных собраниях в основном на среднем или низком уровне. Работа с детьми дошкольного возраста, позволила разработать и внедрить нам новые, нетрадиционные формы проведения родительских собраний, на которых отношения с родителями построены на принципах доверия, диалогов, партнерства, учета интересов родителей и их положительного опыта в воспитании детей и выбрать наиболее актуальные темы в условиях перехода к ФГОС.
Главная цель всех собраний стала:
выявление наиболее педагогически просвещенных родителей, их опыта семейного воспитания, вооружение знаниями, разрешение спорных педагогических вопросов.
Хочется отметить, начатая работа с родителями продолжается. Есть новые перспективы, намечены новые формы с родителями и мы надеемся, что осуществление их будет столь же успешным и значимым.
В таблице представлена тематика родительских собраний в нетрадиционной форме, проведенных нами на разных возрастах.
Тема Содержание
Форма проведения Участники
1.«Семью семь» Цель: раскрытие важности семьи для становления человека, установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
Ход
1. Вступительное слово
2. Основная часть
Представление книги «Семью семь» :
• Моя родословная
• Семь нот
• Семь раз отмерь
• Семь верст до небес
• Семеро одного не ждут
• Семь цветов радуги
• За семью печатями
3. Заключительная часть.
• Подведение итогов.
• Раздача памяток.
Круглый стол (семейный вернисаж) Родители, дети старшей группы, воспитатели
2.«Если хочешь быть здоровым» Цель: Воспитание эмоционально – положительного отношения ребенка к ЗОЖ.
Ход
1. Вступительное слово.
2. Основная часть. Деловая игра «Ключ к здоровью»
3. Деловая игра «Что мы знаем о здоровье?»
• Разминка (показ комплексов гимнастик)
• Блиц игра
• Конкурс «Знатоки»
• Музыкальный конкурс
4. Заключительная часть «Презентация семейных традиций ЗОЖ «с использованием ИКТ
5. Раздача памяток «Полезные советы для родителей по формированию здорового образа жизни»
Деловая игра
Родители, дети старшей группы,
воспитатели
3.«Развитие правильной речи – важное условие умственного воспитания и подготовки к школе» Ход
1. страница: «Говорят дети» (выступление об особенностях детской речи, видео просмотр фрагмента бесед с детьми)
2 страница: «Учимся говорить правильно» (практикум для родителей)
3. страница: «Сказка за сказкой» (сообщение о роли сказок в развитие речи, инсценировки отрывок сказок детьми)
4 страница «Книга в семье» (презентация новых книг для восприятия детьми в семье)
В форме устного журнала
Дети средней группы, родители, воспитатели
4. Чистота – та же красота»
1. Итоги перекрестного анкетирования по культурно – гигиеническим навыкам
2. Выступление «Что такое опрятность и аккуратность»(из опыта семейного воспитания)
3. Делай это правильно (Игры – упражнения с предметами первой необходимости)
4. Решение педагогических задач
5. Игра «Найди неопрятности»
:Инсценировка «Девочка чумазая»
Круглый стол
Родители, дети младшей группы, воспитатели
5.«Роль пап в воспитании детей» Цель: повышение успешности социального развития ребенка на основе позитивной активности взаимодействия с отцами.
Ход
1. Вступление «Папа – гордость моя» (дети читают стихи о папе)
2. Авторитет отца (краткое выступление о роли отца в семье и воспитании)
2. Блиц – опрос на тему «Ваш ребенок»
3. Экспресс – опрос «Знаете ли Вы?»
4. Обсуждение и решение проблемных ситуаций
5. Игра «Узнай своего ребенка по словесному описанию.
6. Анкетирование открытого типа с целью выявления «Какие методы используют папы в воспитании своих детей»
7. Заключение:конкурсы, принятие решения
Детско -родительская гостиная Родители – папы, дети средней группы, воспитатели
Родительское собрание «Семью се
мь»[/b]
Цели: раскрытие важности семьи для становления человека, установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
Задачи:
воспитывать чувства любви и привязанности к своей семье, уважение к ее традициям
повышать уровень педагогической культуры
знакомство с семейным древом, семейными увлечениями
Форма проведения: круглый стол (семейный вернисаж)
План
Вступительное слово.
Проведение круглого стола по теме собрания
Заключение: принятие решения
Подготовительный этап
изготовление пригласительных билетов
домашнее задание
создать родословную своей семьи
Организационный этап
оформление выставки семейных альбомов, фото рисунки о профессиях родителей
Представление книги «Семью семь»
Ход собрания
1. Вступительная часть
Вступительное слово.
Добрый вечер гости. Спасибо Вам всем, что дела свои вы отложили, на нашу встречу поспешили. В детском саду мы большая дружная семья, так как занимаемся воспитанием и развитием детей. А давайте познакомимся поближе друг с другом. Будем передавать колокольчик, у кого он окажется в руках, должен ответить на вопросы:
Как зовут?
Кем вы работаете?
Чего ждете от сегодняшней встречи?
Воспитатель: Вот мы и познакомились.
Раньше о семье тепло, да с улыбкой говорили, помогите мне вспомнить. Вместе читаем плакат :
В гостях хорошо, а дома лучше.
Каково на дому, таково и самому.
Дом вести – не рукавом трясти.
Когда семья вместе и сердце на месте!
Читает родитель:
А когда появилось слово семья?
Когда-то о нем, не слыхала земля.
Зажигается свеча.
Воспитатель: Семейный очаг загорелся, и мы почитаем страницы нашей книги «Семью семь»
1 страница «Моя родословная»
Воспитатель: Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями.
Презентация семейных древ с использованием ИКТ и плакатов.
Вторая страничка нашей книги «Семь нот»
Семьи представляют музыкальные номера (пение песен, частушек, игра на музыкальных инструментах) вместе с детьми
Воспитатель: В каждой семье есть свои увлечения,кто то вышивает, шьет, мастерит игрушки. Убедиться в этом поможет следующая третья страничка книги «Семь раз отмерь»
Обращается внимание на фото выставки увлечений, рассказы родителей о своих коллекциях, хобби.
Воспитатель. Разве это не прекрасно! Все это приносит в дом уют, тепло, ласку, а сколько вложено любви.
Следующая, 4 страничка «Семь верст до небес».
Предлагается вспомнить забавные случаи из жизни детей и своего детства. Читаю рубрику из наблюдений за детьми «Так говорят наши дети»
Пятая страничка «Семеро одного не ждут»
Предлагаю веселую игру «Соберем урожай». Вывод: Любой труд вместе кажется легким, и мы это сегодня доказали.
Следующая шестая страничка «Семь цветов радуги»
В память о нашей встрече нарисуем или построим дом «Мой дом – моя крепость».
Седьмая страничка, с которой семья считается гостеприимной седьмая- «За семью печатями». Это конечно секреты семейной кухни. Семьи представляют рецепты любимых семейных блюд.
Воспитатель: Любой семье присуще гостеприимство и нам оно не чуждо, приглашаю всех на чаепитие.
Заключительная часть. Раздача памяток