Марина Богданова
Консультация «Как предупредить подростковое воровство»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детское воровство – это не врожденное качество, а следствие ошибок в воспитании»
Среди различных форм девиантного поведения подростков в последнее время в России всё большее распространение получают воровство, кражи, грабежи.
Сегодня особого внимания требуют многие детские и подростковые проблемы. Одна из них – воровство. В связи с этим становится актуальным выявление факторов (причин) появления и разработка эффективных профилактических мер таких асоциальных поступков, как в школе, так и в семье.
Публикация «Консультация „Как предупредить подростковое воровство“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Психология подростка
- Чужое и свое. Детское воровство
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Есть несколько причин, почему дети могут брать без спроса чужие вещи. Если воровство становится повторяющимся эпизодом, то это очень серьезный повод для беспокойства.
Воровать – преступно присваивать, похищать чужое.
Воровство – действия, направленные на присвоение чужого.
Выделяют два вида воровства :
бесцельное (клептомания);
преднамеренное.
Причины воровства несовершеннолетних, общественно-социальные последствия, предупреждение краж находятся в поле зрения отечественных и зарубежных исследователей.
Учёными описаны типология и возрастные особенности, мотивы воровства подростков, изучены представления детей, склонных к воровству, установлены причинно-следственные связи между кражей и травмирующими обстоятельствами жизни ребёнка, разработаны технологии профилактической и коррекционной работы с подростками и их родителями.
Отдельно рассмотрена проблема домашнего воровства несовершеннолетних. Как правило, в имеющихся исследованиях предлагаются единые профилактические и коррекционные меры для детей и родителей вне зависимости от конкретной ситуации возникновения у подростка склонности к воровству.
В то же время анализ психолого-педагогической теории и практики показывает, что при наличии общих причин, факторов и механизмов возникновения склонности к воровству, её проявление у подростков носит индивидуализированный характер, зависит от имеющейся системы ценностей, представлений, сложившихся моделей поведения, особенностей и условий воспитания и социализации. Поэтому в планировании и осуществлении профилактической и коррекционной работы педагога, классного руководителя необходимо учитывать конкретные условия возникновения и проявления у подростка склонности к воровству. В связи с этим продуктивным представляется использование сценарного подхода, основанного на выявлении и описании типовых сценариев возникновения у подростков такой склонности и проектировании соответствующих сценариев профилактической и коррекционной работы.
Факторы подросткового воровства
I. наследственные (биологические) - врождённые нарушения психики и интеллекта ребёнка, не позволяющие ему осознать и реализовать в поведении нравственные нормы и ценности, представления о своей и чужой собственности;
II. средовые:
- негативный пример родителей, сверстников;
- социальные условия, побуждающие подростка к воровству (трудное материальное положение семьи, чрезмерная занятость родителей);
- употребление алкоголя и наркотиков в семье;
- утверждение родителями словесно и своим поведением антисоциальных образцов поведения;
- утрата положительного влияния семьи и сближение ребёнка с негативной группой сверстников;
- равнодушная или попустительская реакция ближайшего социального окружения на факты детского воровства.
III. педагогические:
- непродуктивные стратегии воспитания в семье и школе (недостаток внимания и любви к ребёнку со стороны родителей);
- нарушение материнской или отцовской привязанности, игнорирование потребностей подростка в эмоциональном контакте;
- трудности в общении с родителями; унижение подростка, игнорирование первичных проявлений нарушений нравственных норм; неадекватные требования к подростку со стороны педагогов или родителей;
-непонимание коммуникативных «посланий», содержащихся в поведении ребёнка и др.
Перечисленные факторы (причины) при соответствующих благоприятных условиях запускают следующий механизм возникновения склонности подростка к воровству :
искажение в системе ценностей подростка,
неадекватные представления,
первичное проявление неадекватных моделей поведения,
закрепление неадекватных моделей поведения, формирование привычки к воровству,
противоправные действия.
Отягощающим фактором патологического воровства подростков является позиция его родителей, не замечающих или делающих вид, что не замечают отклонения в детском развитии и поведении.
Ключевые события рассматриваемого сценария могут развё ртываться по следующим цепочкам:
- периодически и неожиданно возникающее у ребёнка влечение к присвоению чужой собственности;
- повторяющиеся неудачные попытки сопротивляться желанию украсть;
- совершение кражи без стремления скрыть её, переживание удовлетворения или облегчения во время или сразу после неё;
- узнавание родителями о воровстве, совершённом их ребёнком;
- «ложь во имя спасения» из-за боязни наказания за воровство, усиление у ребёнка патологического импульсивно возникающего стремления к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения (клептомания).
Что делать, если ребенок уже что-то украл?
Советы родителям!
Четко выразим отрицательную оценку действиям ребенка с конкретным запретом на воровство («Ты сделал очень плохо, это называется кража, так поступать нельзя ни в коем случае»).
Доходчиво расскажем о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний человека, лишившегося любимой вещи (а ребенку постарше – и о правовых).
Откажемся от навешивания ярлыков, называя ребенка воришкой, не будем красить образ в черный цвет.
Не обсуждаем возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребенка. Помним золотое правило воспитания: ругай наедине, хвали при всех.
Запомним, что фразы типа «Как ты мог?» являются бесполезными и даже вредными. Вместо этого риторического вопроса лучше задать заинтересованное «Почему?».
Избегаем сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: «Вот я никогда…».
Обсуждая случившееся, помним, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать все поступки, которые сочтет стыдными, плохими.
Не возвращаемся к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана, в противном случае вы только закрепите данный поступок в сознании ребенка.
По возможности исключаем ситуации, провоцирующие воровство (не оставляйте без присмотра деньги и вещи, представляющие ценность).
Подумаем о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие или ошибки в системе воспитания.
Можно помочь подростку найти возможность самому зарабатывать деньги. Вот об этом стоит поговорить с родителями, обратившимися по поводу воровства подростка. Эта информация может помочь родителю правильно выстроить свое поведение относительно ребенка, совершившего кражу и предотвратить подобную ситуацию в будущем.