Папки-передвижки

Консультация для родителей «Как научить читать ребенка с предрасположенностью к дислексии»

Ольга Нейман
Консультация для родителей «Как научить читать ребенка с предрасположенностью к дислексии»

Статья: «Как научить читать ребенка с предрасположенностью

к дислексии».

Автор статьи: учитель-логопед Нейман О. В.

Чтение для детей с дислексией – это настоящее наказание. Многие родители отмечают, что их дети только от одной мысли о чтении вслух начинают испытывать страх. И совершенно неважно, сколько лет ребёнку – 6 или 16, или это даже взрослый человек: страх будет присутствовать постоянно, если не решить эту проблему в школьном возрасте.

У 10-40% детей диагностируют дислексию и дисграфию;

Для детей в возрасте 4-5 лет «коверкание» слов считается нормой, а дислексия диагностируется после 7 лет;

Дислексия и дисграфия чаще всего диагностируется у мальчиков;

Дислексия и дисграфия может встречаться у детей без сложной органической патологии с сохранным интелектом, слухом и зрением;

В 75% дислексия и дисграфия диагностируется в сочетании друг с другом;

Эффекивность коррекционной работы зависит от своевременной диагностики:

- до начала школьного обучения: в 80-85% случаев ребенок освоит навыки чтения и письма;

- в 1-2 классах: у 70% обучающихся возможен успех;

- после обучения в старших классах: только 30-40% детей нормализуются навыки чтения и письма. В остальных случаях необходимы длительные курсы коррекционных занятий.

Дислексия: как научить ребёнка читать?

Давайте разберёмся, как можно преодолеть трудности чтения при дислексии.

Основные признаки проблем с чтением.

Если ребёнок в 3-4 классе не может нормально прочитать несколько предложений или даже слов, то здесь уже очевидно, что у него есть серьёзные проблемы с этим навыком. Однако наличие трудностей можно выявить и по другим признакам.

Обычно нарушения чтения у детей с дислексией сопровождаются:

• чтением с пальцем, но при этом все равно наблюдаются пропуски строк, перескакивания со строчки на строчку, перестановка букв и их путаница;

• наличием большого количества ошибок – замены/пропуски букв, которые созвучны по произношению, перестановка звуков и др. ;

• непониманием прочитанного текста и сложностями с его пересказом;

• медленным чтением с короткими паузами;

• пропусками слогов или даже отдельных слов при чтении;

• быстрым чтением, но без интонации и плохим пониманием прочитанного.

Если ребёнок не хочет читать или стремится скрыть от окружающих свои трудности с чтением, то он часто жалуется на головную боль, общую усталость, постоянно потирает глаза, с нежеланием выполняет домашнее задание, которое так или иначе связано с чтением.

Стоит обратить внимание и на общее состояние ребёнка. Если он невнимателен, рассеян, не организован, если у него есть сложности с восприятием времени и информации, оценкой письменных данных, то все эти факторы также негативно сказываются на освоении навыка чтения. При этом у ребёнка даже может не быть дислексии, однако из-за отсутствия общей координации, рассеянности и слабой внутренней организации он тоже может испытывать проблемы с чтением.

Как традиционно строится работа с ребёнком-дислексиком?

Сначала определяется, какие у него есть проблемы с чтением: фонематические, аналитико-синтетические, оптические, оптико-пространственные и другие. В зависимости от этого уже определяется «алгоритм» работы и выбирается специалист, который должен работать с ребёнком.

В большинстве случаев обучением чтению детей с дислексией занимается школьный логопед, а если выявляются ещё и проблемы с физическим и психическим здоровьем, то подключаются неврологи, нейропсихологи, психологи, массажисты. Часто детям-дислексикам назначают ноотропы, но таблетки никак не могут научить ребёнка читать.

Секрет обучения чтению при дислексии – доминация левого полушария мозга, другими словами, ребёнка-дислексика не нужно заставлять читать – это не даст никакого результата, а, наоборот, только ухудшит ситуацию. Ребёнок может закрыться в себе, будет находиться в состоянии постоянного стресса, то есть придётся потом решать ещё и комплекс психоэмоциональных проблем.

Почему именно левое полушарие должно доминировать, важно понимать, что у дислексиков не прыгают строчки перед глазами, как это принято считать: у них прыгает взгляд, то есть им трудно следить глазами по строчке, поэтому они переставляют буквы и слоги местами.

Ещё один ключевой момент, который нужно учитывать при коррекции дислексии – образность восприятия текстами дислексиками. У многих у них при чтении возникают образы слов, поэтому мозг, увидев первые 2-3 буквы слова, просто дальше его додумывает. Это «угадывающее чтение», из-за которого ребёнок не понимает, что именно он прочитал.

Для того чтобы научить ребёнка дислексика читать, нужно сначала:

1. Обеспечить доминацию левого полушария мозга;

2. Сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;

3. Научиться контролировать и удерживать взгляд на строчке;

4. Научиться управлять своим телом, в том числе преодолеть его раскоординированность.

Как только удастся этого добиться – дислексик сам начнёт проявлять интерес к чтению и у него появится сильное желание читать.

Все упражнения можно делать дома самостоятельно.

Советы родителям

Безусловно, дислексия требует повышенного внимания со стороны не только специалистов, но и со стороны родителей. Помогите своему ребенку.

Прежде чем приступать к домашним заданиям по коррекции ныне модного недуга, запомните некоторые правила.

• Спокойствие и терпение. Даже, когда нервы на пределе. Помните, что дислексия – это не признак лени, это действительно нарушение, проблемы здоровья.

• Нельзя наказывать вяло читающего малыша за ошибки при чтении.

• Хвалите. Подчеркивайте достижения. Ситуация успеха окрыляет.

• Не делитесь своими переживаниями по этому поводу с другими людьми при ребенке, это может серьезно его ранить.

• Дислексия может проявляться в различных вариантах. Не будем углубляться, для этого есть специалисты.

Приступая к занятиям, помните, что они должны проходить не от случая к случаю, а регулярно. Чтобы ребенку не наскучили ежедневные упражнения, старайтесь организовать их в увлекательной игровой форме, не перегружайте растущий организм.

Нарушение чтения: упражнения для коррекции дислексии

Предлагаю вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией.

Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

Составление слова из начальных букв

Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.

Слова потерялись

«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.

Письмо по памяти

Ребенок должен прочитать слово и запомнить его, а потом написать. Получилось? Усложняем задание и предлагаем словосочетание и предложение.

Почини слово

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

Слова на липучке

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».

МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

В последствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.

ЯИДУГУЛЯТЬ. МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ. ЕЕЗОВУТНАТАША.

Игра в слова

Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.

Материалы по теме: Смешные и трогательные детские стихи про папу.

Найди слово

Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.

Пока вы готовите обед, дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные, а горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выжигайте на доске, выкладывайте из бисера. Вариантов множество, было бы желание.

Узнай букву по описанию

«Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

Письмо на спине

Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

Найди букву

Предложите ребенку заштрихованные буквы и предметы, наложенные друг на друга, перевернутые. Интересный вариант: к букве добавить элемент, чтобы получилась другая графема.

Допиши букву

Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

Словарный запас ребенка необходимо развивать и обогащать новыми словами поэтому важной частью занятий является работа по формированию навыка словоизменения.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько вариантов игр.

Назови ласково

Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.

Чей хвост?

«У кошки – кошачий, а у собаки? А у волка?».

Профессии

«Кто воспитывает детей? Кто шьет одежду? (воспитатель, швея)».

Непослушные слова

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

Не забываем покупать ребенку детские журналы с кроссвордами, анаграммами и прочими «развивалками».

Чтобы процесс обучения шел быстрее, важно дополнительно развивать речь, память, внимание и мышление дошкольника (или младшего школьника). Для этого можно применять следующие игры-упражнения:

1. Собираясь в магазин, составьте с сыном (дочкой) список покупок, нарисуйте на бумаге схему движения по улице, магазину. По дороге (если идете пешком) спрашивайте – куда нужно идти? Просите показать путь, указать ориентиры.

2. Очень полезно играть с ребенком в обычные классики, или же в «солдатиков», чтобы он выполнят по команде развороты – направо, налево.

3. Спрячьте в квартире игрушку (или другую вещь, нарисуйте схему, по которой ее можно найти. Попросите свое чадо сделать это.

4. Подберите 7-10 игрушек, расставьте их в ряд. Затем пригласите ребенка войти в комнату, дайте ему посмотреть на игрушки 5 секунд, попросите отвернуться. Спрячьте одну игрушку, попросите определить, какую именно спрятали.

5. Сложите в мешочек 5-10 мелких игрушек (или предметов с ярко выраженной фактурой). Пусть ребенок предварительно их изучит, а затем, опуская ручку в мешочек, определяет на ощупь, что именно в его руке.

6. Вечером, общаясь, просите вспомнить последовательно, что ребенок делал утром, днем, вечером. Что у него получилось, что нет. Обсудите план на следующий день.

Список использованной литературы:

1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известие АПН РСФСР. 1959. Вып. 70.

2. Выготский Л. С. Собр. Соч. : В 6 т. – М., 1983. – Т. 5: Основы дефектологии.

3. Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. А. 365 проверочных заданий и упражнения для подготовке к школе. – СПб., 2000.

4. Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., 1965.

5. Колповская И. К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения //Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.

6. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 1997.

7. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.

8. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001, 2004.

9. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. – М., 1941.

10. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 1962.

11. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М., 2000.

12. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.

Публикации по теме:

Рекомендации для воспитателей и родителей «Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами»Рекомендации для воспитателей и родителей «Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами» Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами Рекомендации для воспитателей и родителей. После того, как ребенок освоит все буквы.

Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки»Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки» Замечали ли вы,что после игры ваш малыш оставляет игрушки разбросанными по всей комнате,а то и по квартире?Приучать ребенка к уборке своих.

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как научить читать ребенка с предрасположенностью к дислексии»
Опубликовано: 25 июля 2024 в 13:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как научить читать ребенка с предрасположенностью к дислексии»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Нейман в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД