Ольга Нейман
Консультация для родителей «Как научить читать ребенка с предрасположенностью к дислексии»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Как научить читать ребенка с предрасположенностью
к дислексии».
Автор статьи: учитель-логопед Нейман О. В.
Чтение для детей с дислексией – это настоящее наказание. Многие родители отмечают, что их дети только от одной мысли о чтении вслух начинают испытывать страх. И совершенно неважно, сколько лет ребёнку – 6 или 16, или это даже взрослый человек: страх будет присутствовать постоянно, если не решить эту проблему в школьном возрасте.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить читать ребенка с предрасположенностью к дислексии“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
У 10-40% детей диагностируют дислексию и дисграфию;
Для детей в возрасте 4-5 лет «коверкание» слов считается нормой, а дислексия диагностируется после 7 лет;
Дислексия и дисграфия чаще всего диагностируется у мальчиков;
Дислексия и дисграфия может встречаться у детей без сложной органической патологии с сохранным интелектом, слухом и зрением;
В 75% дислексия и дисграфия диагностируется в сочетании друг с другом;
Эффекивность коррекционной работы зависит от своевременной диагностики:
- до начала школьного обучения: в 80-85% случаев ребенок освоит навыки чтения и письма;
- в 1-2 классах: у 70% обучающихся возможен успех;
- после обучения в старших классах: только 30-40% детей нормализуются навыки чтения и письма. В остальных случаях необходимы длительные курсы коррекционных занятий.
Дислексия : как научить ребёнка читать?
Давайте разберёмся, как можно преодолеть трудности чтения при дислексии.
Основные признаки проблем с чтением.
Если ребёнок в 3-4 классе не может нормально прочитать несколько предложений или даже слов, то здесь уже очевидно, что у него есть серьёзные проблемы с этим навыком. Однако наличие трудностей можно выявить и по другим признакам.
Обычно нарушения чтения у детей с дислексией сопровождаются :
• чтением с пальцем, но при этом все равно наблюдаются пропуски строк, перескакивания со строчки на строчку, перестановка букв и их путаница;
• наличием большого количества ошибок – замены/пропуски букв, которые созвучны по произношению, перестановка звуков и др. ;
• непониманием прочитанного текста и сложностями с его пересказом;
• медленным чтением с короткими паузами;
• пропусками слогов или даже отдельных слов при чтении;
• быстрым чтением, но без интонации и плохим пониманием прочитанного.
Если ребёнок не хочет читать или стремится скрыть от окружающих свои трудности с чтением, то он часто жалуется на головную боль, общую усталость, постоянно потирает глаза, с нежеланием выполняет домашнее задание, которое так или иначе связано с чтением.
Стоит обратить внимание и на общее состояние ребёнка. Если он невнимателен, рассеян, не организован, если у него есть сложности с восприятием времени и информации, оценкой письменных данных, то все эти факторы также негативно сказываются на освоении навыка чтения. При этом у ребёнка даже может не быть дислексии, однако из-за отсутствия общей координации, рассеянности и слабой внутренней организации он тоже может испытывать проблемы с чтением.
Как традиционно строится работа с ребёнком-дислексиком?
Сначала определяется, какие у него есть проблемы с чтением: фонематические, аналитико-синтетические, оптические, оптико-пространственные и другие. В зависимости от этого уже определяется «алгоритм» работы и выбирается специалист, который должен работать с ребёнком.
В большинстве случаев обучением чтению детей с дислексией занимается школьный логопед, а если выявляются ещё и проблемы с физическим и психическим здоровьем, то подключаются неврологи, нейропсихологи, психологи, массажисты. Часто детям-дислексикам назначают ноотропы, но таблетки никак не могут научить ребёнка читать.
Секрет обучения чтению при дислексии – доминация левого полушария мозга, другими словами, ребёнка-дислексика не нужно заставлять читать – это не даст никакого результата, а, наоборот, только ухудшит ситуацию. Ребёнок может закрыться в себе, будет находиться в состоянии постоянного стресса, то есть придётся потом решать ещё и комплекс психоэмоциональных проблем.
Почему именно левое полушарие должно доминировать, важно понимать, что у дислексиков не прыгают строчки перед глазами, как это принято считать : у них прыгает взгляд, то есть им трудно следить глазами по строчке, поэтому они переставляют буквы и слоги местами.
Ещё один ключевой момент, который нужно учитывать при коррекции дислексии – образность восприятия текстами дислексиками. У многих у них при чтении возникают образы слов, поэтому мозг, увидев первые 2-3 буквы слова, просто дальше его додумывает. Это «угадывающее чтение», из-за которого ребёнок не понимает, что именно он прочитал.
Для того чтобы научить ребёнка дислексика читать, нужно сначала:
1. Обеспечить доминацию левого полушария мозга;
2. Сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
3. Научиться контролировать и удерживать взгляд на строчке;
4. Научиться управлять своим телом, в том числе преодолеть его раскоординированность.
Как только удастся этого добиться – дислексик сам начнёт проявлять интерес к чтению и у него появится сильное желание читать.
Все упражнения можно делать дома самостоятельно.
Советы родителям
Безусловно, дислексия требует повышенного внимания со стороны не только специалистов, но и со стороны родителей. Помогите своему ребенку.
Прежде чем приступать к домашним заданиям по коррекции ныне модного недуга, запомните некоторые правила.
• Спокойствие и терпение. Даже, когда нервы на пределе. Помните, что дислексия – это не признак лени, это действительно нарушение, проблемы здоровья.
• Нельзя наказывать вяло читающего малыша за ошибки при чтении.
• Хвалите. Подчеркивайте достижения. Ситуация успеха окрыляет.
• Не делитесь своими переживаниями по этому поводу с другими людьми при ребенке, это может серьезно его ранить.
• Дислексия может проявляться в различных вариантах. Не будем углубляться, для этого есть специалисты.
Приступая к занятиям, помните, что они должны проходить не от случая к случаю, а регулярно. Чтобы ребенку не наскучили ежедневные упражнения, старайтесь организовать их в увлекательной игровой форме, не перегружайте растущий организм.
Нарушение чтения: упражнения для коррекции дислексии
Предлагаю вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией.
Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.
Составление слова из начальных букв
Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант : малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.
Слова потерялись
«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.
Письмо по памяти
Ребенок должен прочитать слово и запомнить его, а потом написать. Получилось? Усложняем задание и предлагаем словосочетание и предложение.
Почини слово
Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.
Слова на липучке
«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».
МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА
В последствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.
ЯИДУГУЛЯТЬ. МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ. ЕЕЗОВУТНАТАША.
Игра в слова
Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.
Материалы по теме: Смешные и трогательные детские стихи про папу.
Найди слово
Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.
Пока вы готовите обед, дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные, а горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.
Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выжигайте на доске, выкладывайте из бисера. Вариантов множество, было бы желание.
Узнай букву по описанию
«Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.
Письмо на спине
Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.
Найди букву
Предложите ребенку заштрихованные буквы и предметы, наложенные друг на друга, перевернутые. Интересный вариант: к букве добавить элемент, чтобы получилась другая графема.
Допиши букву
Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.
Словарный запас ребенка необходимо развивать и обогащать новыми словами поэтому важной частью занятий является работа по формированию навыка словоизменения.
Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько вариантов игр.
Назови ласково
Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.
Чей хвост?
«У кошки – кошачий, а у собаки? А у волка?».
Профессии
«Кто воспитывает детей? Кто шьет одежду? (воспитатель, швея)».
Непослушные слова
«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.
Не забываем покупать ребенку детские журналы с кроссвордами, анаграммами и прочими «развивалками».
Чтобы процесс обучения шел быстрее, важно дополнительно развивать речь, память, внимание и мышление дошкольника (или младшего школьника). Для этого можно применять следующие игры-упражнения:
1. Собираясь в магазин, составьте с сыном (дочкой) список покупок, нарисуйте на бумаге схему движения по улице, магазину. По дороге (если идете пешком) спрашивайте – куда нужно идти? Просите показать путь, указать ориентиры.
2. Очень полезно играть с ребенком в обычные классики, или же в «солдатиков», чтобы он выполнят по команде развороты – направо, налево.
3. Спрячьте в квартире игрушку (или другую вещь, нарисуйте схему, по которой ее можно найти. Попросите свое чадо сделать это.
4. Подберите 7-10 игрушек, расставьте их в ряд. Затем пригласите ребенка войти в комнату, дайте ему посмотреть на игрушки 5 секунд, попросите отвернуться. Спрячьте одну игрушку, попросите определить, какую именно спрятали.
5. Сложите в мешочек 5-10 мелких игрушек (или предметов с ярко выраженной фактурой). Пусть ребенок предварительно их изучит, а затем, опуская ручку в мешочек, определяет на ощупь, что именно в его руке.
6. Вечером, общаясь, просите вспомнить последовательно, что ребенок делал утром, днем, вечером. Что у него получилось, что нет. Обсудите план на следующий день.
Список использованной литературы:
1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известие АПН РСФСР. 1959. Вып. 70.
2. Выготский Л. С. Собр. Соч. : В 6 т. – М., 1983. – Т. 5: Основы дефектологии.
3. Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. А. 365 проверочных заданий и упражнения для подготовке к школе. – СПб., 2000.
4. Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., 1965.
5. Колповская И. К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения //Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
6. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
7. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
8. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001, 2004.
9. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. – М., 1941.
10. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 1962.
11. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М., 2000.
12. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.