Наталья Дмитриева
«Как мы учим стихи». Рекомендации из опыта работы по заучиванию стихотворений с использованием опорных сигналов
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Хочу поделиться с вами своей системой организации занятий по разучиванию стихотворений. Работаю в детском саду давно, накопился материал по этой теме, возможно кому- то пригодится!
Основной принцип при организации таких занятий - принцип использования опорных сигналов.
Опорные сигналы
- это и цветные опорные картинки, и готовые мнемотаблицы, и опорные схемы, нарисованные детьми, т. е. тот наглядный материал, который позволяет включить в работу над стихотворением не только слуховую, но и зрительную память ребенка. Материал, который позволяет осмыслить стихотворение, и путем установления ассоциативных связей его запомнить!
Публикация «„Как мы учим стихи“, Рекомендации из опыта работы по заучиванию стихотворений с использованием опорных сигналов» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Занятия построенные таким образом интересны детям и приносят положительные результаты!
Организация занятий в младше- среднем возрасте
Основной принцип построения занятия - использование цветных опорных картинок.
Опорные картинки - это картинки, отражающие смысл содержания стихотворения. Обычно, я использую 4-5 картинок. Каждая картинка должна отражать смысл стихотворного абзаца или стихотворной строки.
Опорные картинки к стихотворению " Яблонька"- автор И. Токмакова
Текст стихотворения:
Маленькая яблонька
У меня в саду.
Белая- пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой,
Маленькая яблонька,
Подружись со мной!
Схема построения занятия:
- Чтение стихотворения;
-Рассматривание опорных картинок;
-Чтение стихотворения с опорой на картинки;
-Повторение стихотворения вместе с детьми, опираясь на картинки;
-Самостоятельное рассказывание стихотворения детьми;
(обычно рассказчиков мы награждаем аплодисментами)
По окончании занятия опорные картинки размещаются в книжном уголке!
Это важно!У детей появляется возможность не забыть стихотворение!
Рассказать его другу!
Предлагаю вам небольшую картотеку стихов и опорных картинок к ним для младше- среднего возраста:
Стихотворение " Ходит осень" - автор В. Степанов
Текст стихотворения:
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Опорные картинки
Стихотворение " Солнышко" - русская народная песенка
Текст стихотворения:
Солнышко- колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди!
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Опорные картинки
Стихотворение " Веселый снеговик" - автор И. Гурина
Текст стихотворения:
По сугробам,напрямик
Шел веселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная!
Опорные картинки
Стихотворение " Кораблик" - английская народная песенка
Текст стихотворения:
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, бегут, спешат!
На палубе матросы -
Четырнадцать мышат!
Опорные картинки
Стихотворение " Синички" - автор Б. Поляков
Текст стихотворения:
Мерзнут лапки у синичек,
Плохо им без рукавичек!
Да и голодно в мороз-
Я им семечек принес:
- Посмотрите-ка сюда,
Это - вкусная еда!
На ладонь ко мне садятся,
Греют лапки. Не боятся!
Опорные картинки
Стихотворение " Подснежник" - автор В. Шумилин
Текст стихотворения:
Тает, тает, тает снег,
Почернел валежник.
Робко выглянул на свет
Маленький подснежник.
Первым солнце увидал
На лесной лужайке,
Закивал другим цветам
- Братцы! Вылезайте!
Опорные картинки
Организация занятий в средне - старшем возрасте
Основной принцип построения занятий - использование готовых мнемотаблиц
Мнемотаблицы придумываю сама.
Схема построения занятия:
- Рассматривание и расшифровка опорных сигналов мнемотаблицы
(. Как вы думаете, что нарисовано на этой картинке, что это может обозначать, о чем она может нам рассказать.). Рассматриваем и обсуждаем каждый опорный сигнал таблицы.
-Чтение стихотворения
(. я расскажу вам историю, которая загадана с помощью этих картинок.)
- Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу;
-Повторение стихотворение вместе с детьми, опираясь на мнемотаблицу;
- Рассказывание стихотворения детьми;
По окончании занятия мнемотаблица помещается в книжный уголок.
Готовые мнемотаблицы к выученным стихотворениям наклеиваю на листы картона и размещаю в книжном уголке, чтобы дети в течение года могли взять таблицу и вспомнить стихотворение.
Предлагаю вам небольшую картотеку стихов и мнемотаблиц к ним
Стихотворение " Белый дождь" - автор В. Степанов
Текст стихотворения:
Опустели птичьи гнезда.
Снег на землю полетел.
Снег? Да, нет - сегодня просто
Дождик варежки надел.
Стало холодно ему
В темном небе одному.
Опорная таблица
Стихотворение " Солнышко" - автор Г. Бойко
Текст стихотворения:
Туча прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали
Мы б его расцеловали!
Опорная таблица
Стихотворение " Ели" - автор И. Токмакова
Текст стихотворения:
Ели на опушке,
До небес макушки-
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата - елочки,
Тонкие иголочки,
У лесных ворот
Водят хоровод.
Опорная таблица
Стихотворения " Кораблик" - автор Д. Хармс
Текст стихотворения:
По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты.
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты!
Опорная таблица
Стихотворение " Скворец" - автор Л. Яхнин
Текст стихотворения:
А у нас в саду жилец:
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
От того, что он запел!
С солнцем скворушка встает,
Ест жучков, росинки пьет.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день!
Опорная схема
Организация занятий в подготовительной группе
Занятия по заучиванию стихотворений в подготовительной группе носят интегрированный характер (сочетание развития речи и изодетельности)
Основной принцип построения занятия - создание собственных опорных схем к стихотворению.
Для зарисовки опорной схемы использую карточки размером половинки листа А 4. Листочек разделен на 9 прямоугольников, в них дети рисуют собственные опорные сигналы.
Схема построения занятия:
- Чтение стихотворения;
- Обсуждение с детьми содержания стихотворения;
-Повторное чтение стихотворения;
-Обсуждение с детьми, какие зрительные знаки можно нарисовать к этому стихотворению;
-Чтение стихотворения по смысловым абзацам для того, чтобы дети нарисовали свой знак
-Работа детей по зарисовке схемы опорных сигналов;
-Повторное чтение стихотворения с опорой на схему (я рисую свою);
-Рассказывание стихотворения детьми с опорой на собственную схему
Опорная схема помещается в книжный уголок. Опорные схемы детей собираем в альбом, листая который дети могут рассказывать стихотворения другу другу.
Предлагаю вашему вниманию несколько детских работ:
Стихотворение " Времена года" - автор А. Кузнецов
Текст стихотворения:
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна - зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А лето пришло - все под солнцем цветет,
И спелая ягода просится в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет Земля.
Опорная схема
Стихотворение " Круглый дом" - автор В. Орлов
Текст стихотворения:
Словно крыша над Землею
Голубые небеса.
А под крышей голубою
Реки, горы и леса,
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы.
Страны все и все народы,
И, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одной огромной крышей,
Общей крышей мы живем!
Опорная схема
Вот такой информацией я хотела с вами поделиться. Надеюсь, кому это пригодится!