Светлана Белокопытская
«К казакам на Машине времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнение и расширение представлений о жизни казаков.
Программное содержание:
Образовательные задачи: обобщить и систематизировать знания детей о жизни казаков, традициях, быте, одежде, ремеслах. Формировать чувство ответственности за сохранение истории родного края
Развивающие: способствовать развитию личности ребенка путем духовности и нравственности, развивать познавательную активность, умение давать развернутые ответы на поставленные вопросы.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свой народ, свою малую родину.
Публикация «„К казакам на Машине времени“» размещена в разделах
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ПК, «Машина времени», презентация, 4 корзинки, 4 русских платка, утюг, фартук, выставка изделий ткацкого ремесла (рушники, подзоры, сверток «Казачьи законы», атрибуты к дидактическим играм: плошка, чугун, ухват; картинки с изображениями элементов мужского костюма угощения, запись «Кубанского хора», карточки с цифрами 1,2,3, сундучок.
Участники: мальчик и девочка в Кубанских костюмах, бабушка Маруся.
Предварительная работа: совместное изготовление с детьми «Машины времени»; цикл занятий, посвященных ознакомлению с жизнью и бытом казаков, рассматривание предметов казачьей утвари, посещение казачьего музея.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, как называется наша большая необъятная страна, наша большая родина?
(Слайд 1)
Воспитатель:
-РОДИНА, РОССИЯ - эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к своему краю, к его истории.
-А как же называется наш край, наша малая родина?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Чего только не испытала земля Кубани! Ее жгли огнем, топтали копытами боевых коней и гусеницами тяжелых танков. А люди, жившие до нас, сделали все для того, чтобы наш край был таким чудесным, красивым и богатым, каким он и является сейчас.
(Слайд 2)
(Слайд 3)
Выступление ребенка:
Кубань - земля такая: лишь первый луч скользнет-
И поле оживает, и гром земной плывет,
И землю плуг срезает как масло круглый год
Здесь что-то засевают и что-то убирают
И что-нибудь цветет.
Мы с вами уже немало знаем о своей малой родине, и сегодня я вам предлагаю совершить увлекательное путешествие во времена казаков.
Но прежде, скажите, а кто такие - казаки?
(Ответы детей)
Правильно. Поможет нам в путешествии волшебная машина - на ней мы будем перемещаться в прошлое. Что ж, я приглашаю вас занять свои места. Мы отправляемся!
(Дети размещаются вокруг «машины», звучит музыка.)
- Мы с вами попали на «Желтую поляну», давайте выйдем и посмотрим, что на ней?
(на поляне находится корзина, накрытая русским платком)
Дети поднимают платок и видят там предмет казачьего быта – утюг.
(Слайд 4)
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята, о чем на этой полянке мы будем говорить?
(Ответы детей)
- Нас приглашают посетить жилище казака.
(Слайд 5,6)
Вопросы воспитателя:
(Слайды 7,8,9,10)
- Из чего казаки строили свои хаты?
- Что находилось в центральном месте казачьей хаты?
- Чем казаки украшали свои жилища?
-Где готовили себе пищу?
- А что обычно казаки готовили в печи?
- А теперь поиграем в игру «Назови правильно»
(Воспитатель показывает детям предметы казачьего быта : плошку, чугунок, ухват, а дети дают правильное им название.
- Ну что ж, в казачьей хате мы побывали, и я приглашаю вас отправиться дальше.
(Ребята становятся к «Машине времени» и под музыку «перемещаются» дальше.)
Воспитатель:
- Мы оказались на «Сиреневой полянке» и здесь новая корзинка с сюрпризом. Он подскажет вам тему нашего разговора на этой полянке. (Достают элемент казачьего костюма - фартук)
Кто догадался, о чем мы будет говорить?
(Ответы детей)
Правильно, об одежде казаков.
(Слайд 11)
Воспитатель:
- как вы думаете, отличалась ли одежда казаков от современной одежды, которую носим мы сейчас?
(Ответы детей)
- Конечно, старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками.
(Входят девочка и мальчик в Кубанских костюмах, вперед выходит мальчик)
- давайте посмотрим, из чего же состоял мужской кубанский костюм?
(ответы детей сопровождаются показом слайдов 12,13.14)
Проводится дидактическая игра «Оденем казака»
(Из предложенных детям картинок с изображениями различных элементов одежды выбрать элементы мужского казачьего костюма)
(Мальчик под музыку проходит, демонстрируя мужской костюм.
Вперед выходит девочка - казачка)
Воспитатель:
-А что же надевали женщины-казачки?
(Слайд 15)
-Что делали женщины, что бы их юбки были пышнее?
-Как вы думаете, почему в разговорной речи костюм женщины назывался «парочка»?
(ответы детей)
Женский костюм - это целый мир. По нему определяли: замужняя женщина или девушка, какого она рода, и, даже, сколько у женщины детей.
(Девочка демонстрирует костюм казачки).
(Слайд 16)
Выступление ребенка:
На хуторе нашем вишневом
У чистой криничной воды
Девчата справляют обновы,
К заре поднимают цветы.
И те степовые цветочки,
Как щедрого лета молва,
Шитьем украшают сорочки,
Подолы, рубах рукава.
-А мы отправляемся дальше. Занимайте места.
(Звучит музыка)
Ребята, выходите, нас встречает «Зеленая поляна» и очередной сюрприз.
(На поляне находится корзинка с ткацким изделием – рушником)
Воспитатель:
Посмотрите на этот предмет и скажите, о чем мы поговорим на зеленой полянке?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Верно, на этой поляне мы будем говорить о ткацком ремесле Кубанских казаков.
Входит Бабушка Маруся.
Бабушка Маруся:
Здравствуйте, внучата, много вы знаете о жизни казаков, а знаете ли, что это такое?
(показывает на прялку)
(слайд 17)
(ответы детей)
Правильно, это прялка.
Уже в 7-9 лет девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, рубахи. Неумением ткать считалось большим недостатком у женщин. Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, бочки для отбеливания холста.
- А теперь приглашаю вас на небольшую выставку.
(Слайд 18)
Дети идут к выставке, рассматривают рушники, подзоры.
-Вы знаете, как называются эти изделия?
(ответы детей)
(Дети рассматривают кубанские изделия, обсуждают)
Бабушка Маруся:
- Где сейчас можно увидеть такие изделия?
- А как вы думаете, нужно ли нам это все сохранить? Зачем?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Очень интересная получилась экскурсия, спасибо нашей гостье, а сейчас, прежде, чем мы отправимся дальше, я предлагаю вам поиграть в шуточную игру «Выбери, что нужно» и попробую вас запутать.
(Всем детям раздаются карточки с цифрами 1, 2, 3. Из предложенных вариантов, им нужно поднять цифру, обозначающую правильный ответ.)
Воспитатель:
Итак, подзор - это 1- зоркий глаз
2- изделие из домотканного полотна с вышивкой
3- подзорная труба
(дети поднимают правильную цифру)
Чирики – это 1- деньги кубанских казаков
2- название детских игрушек маленьких казачат
3- туфли-галоши, которые надевались поверх
носков
Парочка – это 1- женский костюм, состоящий из юбки и кофточки
2- пара туфель
3- влюбленные казак и казачка.
Молодцы, все дали верные ответы на мои шуточные вопросы, и теперь мы
отправляемся дальше.
(размещаются у «Машины времени»)
- Мы оказались на «Красной поляне». Подсказка находится в корзинке, посмотрим… Это - казачьи законы, мы, ребята оказались на очень важной поляне.
(Слайд 19)
Как вы думаете, что это за законы такие?
(Ответы детей)
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает этих законов.
-Какие главные из этих законов мы с вами знаем?
(ответы детей)
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
3. Почитание гостя.
- Как вы понимаете каждый из этих законов, что они означают для казаков?
- Как мы сегодня соблюдаем эти законы?
Воспитатель:
- Ну что же, я надеюсь, что мы с вами являемся, и будем являться достойными продолжателями предков, и наши потомки будут нами гордиться.
А наше историческое путешествие подходит к завершению, и мы будем возвращаться домой.
(Дети «возвращаются»)
Воспитатель:
-Вам понравилось путешествие?
А у меня есть маленький сундучок секретов, который хранит много больших тайн и много всего интересного. Мы с вами сейчас тоже ему расскажем то, где побывали, что увидели, узнали.
(Дети становятся вокруг сундучка и рассказывают о своих впечатлениях)
- Где мы были?
- О чем мы говорили на зеленой
красной
желтой
сиреневой полянках?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Что нового сегодня вы узнали во время путешествия?
- Как вы думаете, нужно ли нам знать и хранить свою историю, историю народа, края?
- Ну, что ж, мы много знали, и многое узнали, а наш сундучок поможет нам эти знания сохранить.
А сейчас всех ждет угощение - вареники с картошкой.
(Слайд 20)
Звучат песни «Кубанского казачьего хора», дети угощаются и продолжают обмениваться впечатлениями о путешествии.