Татьяна Вострикова
Использование современных технологий в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст. 2: 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.
Все дошкольные образовательные учреждения так или иначе решают проблемы, связанные с укреплением и сохранением здоровья.
Публикация «Использование современных технологий в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Методы и приемы здоровьесберегающих технологий могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия.
Принципы здоровьесберегающих технологий :
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- принцип всестороннего и гармонического развития личности;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Все здоровьесберегающие технологии можно выделить в три подгруппы:
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Виды здоровьесберегающих образовательных технологий, используемых на логопедических занятиях:
• Дыхательная гимнастика;
• Упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения;
• Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики;
• Упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата;
• Физминутки;
• Психогимнастика;
• Логоритмические занятия;
• Элементы сказкотерапии (это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту, пескотерапии (игры с песком);
• Массаж и самомассаж.
Я в своей работе использую несколько видов здоровьесберегающих технологий. Это обосновано тем, что для детей с речевой патологией характерно нарушение артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.
1. Дыхательная гимнастика
Известно, что у детей имеющих речевые нарушения отмечается ряд особенностей организации дыхания. Так для них характерно поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого являются односложность и стандартность построения фраз. Кроме того, такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования.
Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, корректируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т. д. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
2. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, физминутки:
В данную работу с детьми включаются пальчиковые игры, массаж или самомассаж пальцев и ладоней. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не заучивается. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры с пальчиками откладывается в памяти, запоминается без напряжения, тем самым закрепляется представление детей о слове, его звучании. Широко используются игры с мозаиками, нанизывание бус на нитку, игры с прищепками, выкладывание букв и фигур из макарон, фисташек, гороха, фасоли, шнуровки, застегивание и расстегивание пуговиц.
Отдельно проводится кружок по оригами «Тайны бумажного листа».
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
• Складывание из бумаги развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
• Способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
• Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
• Стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
• Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
• Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
• Совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
• Способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
3. Упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата:
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме
4. Логоритмические занятия:
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.
5. Самомассаж:
Проводится во время физминуток, с целью профилактики простудных заболеваний.
Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи физминутки – это:
• снять усталость и напряжение;
• внести эмоциональный заряд;
• совершенствовать общую моторику;
• выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
6. Пескотерапия:
Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Игры могут быть обучающими и познавательными.
Таким образом, применение в работе учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Литература:
1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. СПб., 2001
2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. -2004.№11. С. 75.
3. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! СПб., 2003
4. Кузнецова М. Н. Ароматерапия в системе оздоровления дошкольников. М., 2004
5. Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М. ; 1999
6. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С Чубарова, Г Козловская, В Еремеева // Развитие личности. -№2.-С. 171-187
7. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2003
8. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995
9. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М. ; 2007