Лучший педагог года

Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей. Из опыта работы

Тамара Кирлашева
Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей. Из опыта работы

Игры в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует умственному и физическому развитию, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Публикация «Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей, Из опыта работы» размещена в разделах

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Сенсорное развитие детей составляет фундамент общего умственного развития ребенка, но с другой стороны имеет самостоятельное значение. Набрав детей с 1,5 до 2 лет и проанализировав их сенсорные умения и способности, я пришла к выводу, что дети не знают цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, у них нет представления об основных разновидностях цвета, формы и об отношении между двумя предметами по величине. Поэтому я решила с помощью развивающих игр заняться сенсорным развитием детей. Так как сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. д.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности. Перед собой я поставила следующие цели и задачи:

Цель: развитие сенсорных способностей и умений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:1. Знакомить детей с формой, цветом и размером.

2. Развивать пространственные представления.

3. Развивать пространственные, мыслительные операции.

4. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

5. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

6. Развивать знания, умения, навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

Считаю, что одним из определяющих факторов сенсорного воспитания является развивающая предметно – пространственная среда. Правильно организованная среда, обеспечивает полноценное физическое, познавательное, социальное, эстетическое развитие дошколят, создает благоприятную эмоциональную атмосферу в группе. Поэтому совместно с родителями обновили и обогатили развивающую предметно- пространственную среду: приобрели новую игровую мебель для группы, игрушки, дидактические, настольно-печатные игры, оборудовали новыми постройками участок для прогулок.

Составила программу кружковой работы по сенсорному развитию детей.

Изучила новинки литературы по обучению и воспитанию детей с использованием дидактических игр.

На втором и третьем году жизни необходимо обеспечивать первоначальное знакомство детей с цветом, формой, величиной.

Для этого мы с детьми производили действия с предметами, окрашенными в разные цвета, учитывали при выполнении заданий, что цвет является признаком определенных предметов, по которому данные предметы можно узнать. Например, при раскладывании однородных предметов (карандашей) и разнородных (грибочки и столики). Дети выполняли следующие действия: раскладывали карандаши, кубики, нанизывали бусинки, втыкали грибочки в отверстия столиков, выкладывали мозаику «Курочка и цыплята», «Ёлочка и грибочки». Совместно с родителями были изготовлены игры: «Собери пирамидку по цвету», «Найди одинаковые коврики» и другие. В процессе всех этих заданий дети учились использовать внешние приемы сравнения цветовых объектов (прикладывают, накладывают вплотную друг к другу для определения тождества или различия с тем, чтобы в дальнейшем перейти к сравнению на глаз). Все это принесло свои плоды, если в группе раннего возраста цвет знали 3-4 ребенка, то в первой младшей группе все дети усвоили название основных цветов.

Несколько по-другому обстоит дело с величиной предметов. Здесь нет такого рода разновидностей. Величина – свойство относительное, оно познается ребенком в сравнении только с другой величиной (больше, меньше, такое же). Эти представления и нужно вырабатывать. Какие же действия ведут к первоначальному выделению свойств? Исследования показывают, что это прежде всего предметные действия, включающие разные виды сопоставления предметов между собой по их форме, величине и цвету, когда ребенок подбирает пары или группы предметов. Очень важно, чтобы ребенок, подбирая предметы, научился использовать любой из них в качестве образца. Это будет служить подготовкой к усвоению значения общепринятых образцов – эталонов. Дети легче овладевают выбором по форме (при условии простых форм, с большим трудом по величине, наибольшие трудности представляет для них выбор по цвету. Дети легко обучаются пользоваться признаками одинаковости свойств, а затем, овладев внешними приемами сопоставления (накладывания, прикладывания) переходят к сопоставлению на глаз.

Поскольку величина относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в условности. Определение величины предметов происходит обычно на основании установлении места, занимаемого ими в ряду однородных предметов. Так большая собака - это собака, величина которой больше величины большинства других собак. Но при этом она на много меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой»). Усложнение представлений об отношениях предметов по величине заключается в постепенном переходе от освоения отношений между двумя – тремя предметами к освоению отношений многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное восприятие тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка. Очень помогли мне при решении этих задач игры с пирамидками, игры с кубиками, шарами разной величины, дидактические игры «Собери пирамидку из трех колец, из шести колец» и другие. Сначала дети затруднялись в выполнении заданий, действовали наугад, но затем уже задания стали выполнять правильно и в речи появились слова «большой», «маленький», «немного поменьше», «немного побольше», «одинаковые по величине».

К трем годам дети уже имеют некоторый запас о форме и величине (шарики можно катать, кубики накладывать друг на друга, большую куклу усадить на большой стульчик и нельзя на маленький и другое). Дети легко запоминают названия фигур и помогают им в этом такие игры как «Собири пирамидку по цвету и форме», «По величине», «Найди такой же», «Домино», «Угадай, что это?» (угадывание фигур на ощупь, карточки с различным размещением фигур.

Немаловажное значение в развитии умственных способностей имеют игры с предметами, игрушками, с природным материалом и настоль-печатные игры. В играх с предметами использовала игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью тоже знакомятся со свойствами предметов: цветом, формой, величиной и качеством. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задание в играх усложняла, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Предметы старалась давать резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этого возраста еще не могут находить слабозаметные различия между предметами.

С первой младшей группы начала использовать игры на классификацию «Что растет в лесу (саду, огороде?», «Кто где живет?» - дети учатся подбирать картинки соответствующим изображением растений (животных). Или игра «Что было потом?» - дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.

Также проводила игры на запоминание предметов: «Отгадай, какую игрушку (картинку) спрятала» или какую из них поменяла местами. В таких играх закрепляла понятия о пространственном расположении игрушек (вверху, сверху, высоко, низко и т. д.).

Детям очень нравятся игры по составлению картинок из разрезанных кубиков и картинок. Сначала собирали картинки из двух частей, затем из четырех. Многие дети затрудняются это сделать а некоторым это дается легко и просто.

В процессе игр, занятий побуждаю малышей:

• аккуратно разбирать дидактическую игрушку, складывая части на стол и не роняя их на пол;

• не мешать сверстникам;

• инициативно обращаться к педагогу за помощью и за оценкой результата;

• завершив действие, самостоятельно брать другую игрушку, обмениваться с детьми.

Набрав малышей, я столкнулась с такими проблемами, как слабое развитие кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, формы, величины. Совокупность всех этих трудностей и желание поделиться опытом, натолкнули меня на создание в своей группе серии развивающих тренажеров. С помощью этих тренажеров: «Веселый клоун», «Девочка», «Виноград», «Веселое лето», тренажер из различных замков, задвижек, застежек, молний – у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируются представления о форме, цвете, величине, количестве. Тренажеры просты в изготовлении, не требуют больших финансовых затрат, а от воспитателя нужна только фантазия и желание помочь детям. Основное различие этих тренажеров от дидактических игр в том, что с их помощью происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная деятельность.

Считаю, что работа по сенсорному развитию не будет успешной без участия родителей. Одна из главных задач в работе с родителями по данной теме – это сформировать у них самих интерес к занятиям такого рода. Для этого были проведены консультация, родительское собрание, где раскрывалось значение сенсорных и дидактических игр в умственном развитии детей. Говорилось о том, что в играх развиваются не только психические процессы, но и такие важные качества, как коллективизм, целеустремленность, готовность прийти на помощь. Я думаю, что поставленная мною цель была достигнута, родители поняли значимость своего участия в умственном развитии своих детей.

Таким образом считаю, что в результате своей работы мною были достигнуты такие цели: дети научились ориентироваться и различать цвета; научились собирать пирамидку по убыванию размера из 5-7 колец контрастных величин; составляют целое из 4-6 частей разрезных картинок, пазлов, складных кубиков; дети называют и различают основные формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); различают и называют геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, конус, призма, а так же соотносить геометрические фигуры с формой.

Уверена, что вся проведенная работа поможет моим детям достичь хороших результатов, а так же хочется верить, что дети пронесут полученные знания и умения через всю свою жизнь.

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в физическом и психическом развитии дошкольников. Дидактическая игра «Найди лишнее» Дидактическая игра на развитие внимания "Найди лишнее" Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать.

Доклад «Роль дидактических игр в развитии и воспитании дошкольников» Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей. Из опыта работы
Опубликовано: 24 ноября 2014 в 17:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей. Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Кирлашева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД