Оксана Усманова
Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара-практикума: расширение представлений специалистов о возможностях использования полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи семинара-практикума:
актуализировать имеющиеся у педагогов знания по использованию полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- совершенствовать у специалистов навыки использования оборудования сенсорной комнаты.
Публикация «Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми.
История создания
Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов, где родилась идея искусственной стимуляции сенсорного воспитания.
В начале 80-ых годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей сенсорных комнат стала Великобритании.
в России, в 2004 году прошел I Международный семинар по применению сенсорных комнат.
Виды сенсорной комнаты
1. Светлая сенсорная комната
2. Темная сенсорная комната
3. Темная сенсорная комната
Оборудование темной сенсорной комнаты
Релаксационный
Общеоздоро-вительный
Активизи-рующий
Сухой бассейн
В бассейне можно двигаться, менять положение - это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Передвижение в подвижных шариках создаёт прекрасные условия для развития координации движений.
Пузырьковые трубки с водой
Отражение трубки в зеркале способствует развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации, эмоциональному расслаблению.
Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию.
Вибрация трубки способствует развитию тактильных ощущений.
Тактильное панно
Дает возможность получения разнообразных ощущений, способствуя развитию тактильной чувствительности и восприятия в целом, улучшает зрительно-моторную координацию.
Сенсорная комната используются для :
проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения, с детьми с синдромом РДА;
коррекции игровой деятельности детей;
развития познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья;
снижения психоэмоционального напряжения у гипервозбудимых, тревожны, застенчивых детей.
Ограничения к проведению в сенсорной комнате занятий, определяет врач:
при эписиндроме и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку;
так же это касается групп детей, страдающих ранним детским аутизмом, детей переживших психическую травму, детей с сочетанной патологией. Для этой категории детей свойственна индивидуальная непереносимость (избирательность) одного или нескольких сенсорных стимулов, гиперчувствительность к звукам или цветовым стимулам, неприятие тактильного взаимодействия, отказ от речи (мутизм). Без учёта этих особенностей, при активном воздействии можно спровоцировать негативную реакцию (аффективную вспышку) и усугубить имеющиеся нарушения;
при работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции;
при работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
Структура создания программы :
адресная группа участников занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты (характеристика группы);
направления общеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической или психотерапевтической работы, исходя из индивидуально-типологических особенностей каждого участника занятий или типологии группы участников занятий;
описание оборудования и материалов для темной сенсорной комнаты в соответствии с задачами работы с адресной группой участников занятий;
ключевые понятия, отражающие цель, содержание и специфику общеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической и психотерапевтической работы;
игровые и психотерапевтические технологии общеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической работы с адресной группой участников занятий;
последовательность, структура и план занятий;
предполагаемые результаты по работе программы.
Структура занятия:
ритуал начала занятия;
упражнения на развитие двигательных навыков;
релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;
этап активного взаимодействия с интерактивной средой;
ритуал окончания занятия.
Используемая литература
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья : Учебно-методическое пособие /Под ред. В. Л. Женеврова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. –СПб. : ХОКА, 2007
Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г. Г. Колос. –М. : АРКТИ, 2006
А. И. Титарь «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате». Москва 2009г
Интернет – ресурсы: https://www.lingvabona.ru/index.