полина осипова
Использование методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема, над которой я работаю, носит название: ««Использование методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности»
С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. Одним из показателей развития познавательной сферы ребёнка является речь. В связи с этим, особый интерес для меня представляет экспериментирование.
Это всё – эксперименты –
Публикация «Использование методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. В экспериментировании дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходиые для этого условия.
В своей группе я создаю условия для развития познавательной и речевой деятельности детей средствами экспериментальной деятельности, которые пополняются и обновляются в зависимости от темы и задач недели, сезона, изменения в природе. Вместе с детьми узнаем много нового и полезного : проделываем опыты с водой, снегом, песком, узнаём о мире вещей и предметов; отгадываем загадки и читаем рассказы о природных явлениях и фокусах.
Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формируются от имени сказочных героев.
В уголке экспериментирования у нас живёт «гномик Антошка», который многое хочет узнать и всем интересуется, от его имени предлагаются задания записки.
В уголке экспериментирования дети учатся:
- узнавать времена года, давать им характеристики.
- знакомятся с пословицами и поговорками о природе, учат стихи.
В свободном досуге могут рассматривать различные иллюстрированные тематические подборки.
Имеется подборка дидактических игр: игры с прищепками, «выложи орнамент из крупы», «укрась платье», «зашнуруй животных».
Функционирует мини- библиотека, где дети обмениваются опытом, рассматривают «умные книжки», энциклопедии. Иллюстрации, что способствует развитию словаря.
В группе организован огород, в котором растут: лук, укроп, бархатцы.
Мы с детьми посадили лук и вели наблюдение за его ростом, а когда он вырос, мы срезали зелень и вместе с удовольствием съели. Вели наблюдение за ростом бархатцев, семена которого мы собрали осенью на клумбах и вот под Новый год они зацвели. Дети были в восторге, это было как чудо!
По ходу наблюдений составляли модель роста растений.
Так же с бархатцем и луком провели эксперимент: как ведёт себя растение без полива и без света.
На прогулке наблюдаем за живой и неживой природой, за сезонными изменениями. Сначала прошу рассказать о том, что видят, затем по наводящим вопросам «какой?», «какая?», «какое?», «что делает?» описываем объек или явление. В результате этого словарь ребёнка пополняются существительными, прилагательными, наречиями, глаголами. Обязательно включаю тактильное обследование (если это возможно) потрогать лёд, снег, траву, жука. В конце наблюдения обязательно делаем вывод.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендую родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. С этой целью для родителей провела консультацию, посвящённую детскому экспериментированию. Родители для экспериментирования подарили много интересных вещей : пуговицы, бусинки, камешки, пробки, различные мерные стаканчики, песочные часы.
Систематическая работа по формированию развития речи у детей с использованием экспериментальной деятельности даё т свои результаты:
1. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.
2. Дети активнее стали работать на занятиях, у них развилось внимание, наблюдательность, повысилось творческое мышление, воображение.
3. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Составляют небольшие небылицы и творческие рассказы.
В дальнейшем я планирую продолжить развивать речь детей средствами экспериментальной деятельности. В настоящее время мною разрабатывается комплекс различных мероприятий: план работы по использованию экспериментирования для развития речи детей, включить экспериментирование во все виды деятельности,
организовать совместно с родителями «музей воздуха», проект «Неизведанное рядом», родительское собрание «Играя, познаём мир».