наталья жиркина
«Использование фольклора в образовательной деятельности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнивать с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растёт, расцвести всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
Публикация «„Использование фольклора в образовательной деятельности детей раннего возраста“» размещена в разделах
Народная мудрость всегда поражала своей точностью и практичностью. И до сих пор лучше народных стихотворных форм для самых маленьких никто ничего не придумал – они такие искренние, поэтому понятны любому малышу! Сколько поколений выросло на колыбельных, потешках, присказках, пестушках… Простых и одновременно гениальных!
Фольклор для детй – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
Нас, как музыкальных руководителей, больше интересует детский музыкальный фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
Малые фольклорные формы - хороший материал, на основе которого у ребенка рано вырабатывается понимание текста, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, накапливается опыт разных движений. В потешках, песнях, прибаутках отражается суть раннего детства : видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному воспитанию именно средствами музыкального фольклора. Периодом для формирования основ эмоций и чувств являются первые 3 года жизни.
Простота и доступность музыкальных, фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций.
Конечно же, вся работа по развитию музыкальных способностей средствами музыкального фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями, касаясь всех видов музыкальной деятельности :
В программных занятиях с детьми в детском саду используется устный народный фольклор в разных видах деятельности (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятиям
Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.
Организуя перед обедом проведение хороводных игр “Заинька”, “Петушок, золотой гребешок”, “Платочек”, “Бубен” и др.
Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.
Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста.
Интонация или знаковая система фольклорных произведений, наиболее близка детям раннего возраста и воспринимается ребенком на уровне чувств и эмоций.
Развивая музыкально сенсорные способности детей, обращаемся к народным музыкальным инструментам – бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка. и музыкальным игрушкам. С интересом прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начали различать тембровую окраску, например звучание бубна - колокольчика, барабана - дудочки, совершенствовался динамический слух (тихо – громко, звуковысотный слух (высоко – низко).
Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны ребенку по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т. п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут <расцветить>, эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации.
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии малыша. Небольшой отдых в середине дня просто необходим, но как объяснить это разыгравшему малышу? Конечно же, с помощью стихотворения, которое можно тихо напевать на мотив колыбельной или просто напевать.
Следуя традициям, заведенным в детском саду – регулярно включаем колыбельные при укладывании детей на сон.
Ласковые слова, певучие звуки колыбельной не только усыпляют ребеночка, но и успокаивают, расслабляют. Ведь обычно действующие лица в них - воркующие гули (отсюда и выражение «приголубить» - «приласкать», ласточки-касаточки, мурлыкающие котики. А в более старинных колыбельных упоминались некие живые существа – Сон, Дрема, Угомон, призванные усыпить, удремать, заворкотать… Повествовалось в колыбельных о тишине, покое. Ну как тут не уснуть!
Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитие мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.
И везде воспитатель - помощник и опора музыкального руководителя.
Реализация такого подхода к развитию музыкальных способностей средствами фольклора требует поддержки и со стороны родителей. Знакомство родителей на консультациях “Развитие слухового внимания средствами музыкального фольклора”, “Фольклор, как средство развития речи”, другой различной информацией способствовало зарождению у родителей интереса к данному вопросу.
слайд с родителями
В потешках, песенках отражена сущность раннего детства : видеть мир таким, каким он представляет перед взором малютки- без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание… ожидание добра; добра и только добра. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребёнка, как бы говорят: ребёнок мал, но не примитивен; ребёнок несмышлён, но не глуп; ребёнок беспомощен, но в нём сила роста; ребёнок для матери, но уже и не для неё, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.
. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный "учитель" : вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело "вплетать" их в повседневную речь.