Наталья Шагивалеева
Тренинг-лекция «Гиперактивный ребенок-как не сойти с ума. СДВГ — что это такое. Что с этим делать и как с этим жить»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг-лекция «Гиперактивный ребенок- как не сойти с ума?
СДВГ – что это такое? Что с этим делать? И как с этим жить?»
Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) нелегко. Практически все родители таких детей постоянно расстраиваются из-за их поведения и плохой успеваемости. Более того, им приходится часто слышать, что они плохие родители, а порой и у них самих складывается такое впечатление. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. Вам часто дают советы, как правильно уложить спать ребенка, что он у вас кричит в магазине? А вы тихонько ухмыкнетесь в такие моменты «про себя» : вы знаете, что перепробовали все, но результат всегда одинаковый.
Публикация «Тренинг-лекция „Гиперактивный ребенок-как не сойти с ума, СДВГ — что это такое, Что с этим делать и как с этим жить“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Пока другие родители сидят на лавочке, неспешно потягивая кофе или щелкая семечки возле детской площадки, вы несетесь за своим чадом то на дорогу, то на другой конец парка? После появления ребенка ваша жизнь все чаще напоминает вам марш-бросок?
Тогда сегодняшние информация придется по адресу.
Симптомы СДВГ - нарушения внимания, гиперактивность и импульсивность - это, прежде всего, проблема биологическая. Проблема, требующая комплексного медицинского, педагогического и психологического сопровождения, как самого ребенка, так и его семьи. В грамотно и профессионально выстроенном сопровождении, надеяться только на свои силы и опыт воспитания других детей здесь нельзя. У детей с СДВГ слишком высок риск отклоняющегося развития, как в социальной, так и в личностной перспективе. Подчеркну, СДВГ не является следствием плохого воспитания, но правильно организованное воспитание играет исключительно важную роль в помощи таким детям. Как синдром, как заболевание дефицит внимания и гиперактивность необходимо, можно и нужно лечить. (корректировать)
В тоже время, понимая состояние своего ребенка, родители могут и обязаны помочь ему! К сожалению, чаще приходится сталкиваться с явными родительскими промахами, нежели с примерами их высокой компетентности.
Родители гиперактивных детей, как правило, рассматривая поведение таких детей как непослушание, стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери. Усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, говорят «-Ай, ПЕРЕРАСТЕТ» стараются не обращать внимания на его поведение или, “опустив руки”, предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая его необходимой для него поддержки взрослых.
Некоторые же родители, слыша в детском саду или школе и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить только себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком.
Родители должны понять, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его.
Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в раннем детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. проявляется поведенческими и психическими отклонениями, которые возникают в дошкольном возрасте.
У них наблюдается нарушение мотивационной сферы и отставание навыков коммуникации. При этом у большинства детей общий интеллект и физические способности развиты хорошо!
Симптомы синдрома дефицита внимания
• Клинически синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется триадой признаков: гиперподвижностью, плохо управляемой импульсивностью и недостаточной сосредоточенностью (дефицитом внимания)
• Импульсивность выражается в поведении – любой стимул вызывает немедленную реакцию. Ребенок нетерпелив, чрезмерно разговорчив, не дослушивает вопросы, перебивает собеседника, во время игры или спортивного состязания выступает без очереди, спорит, хочет быть первым. Может быть раздраженным, сердитым и аггрессивным. Часто действия и поступки носят необдуманный характер, идут в разрез здравому смыслу и инстинкту самосохранения.
• гиперактивность; гипервозбудимость; характеризуется чрезмерной моторной расторможенностью, при этом движения ребенка хаотичные, нескоординированные, неуклюжие. Ребенок ни минуты не может оставаться неподвижным, вести себя спокойно, подчиняться правилам и дисциплине. Он беспокоен, неусидчив, постоянно кривляется, бесцельно бегает и скачет, ломает игрушки, тем самым привлекая к себе внимание и дезорганизуя других детей.
• не может дождаться своей очереди.
• нарушение внимания — трудно сосредоточиться и поддерживать концентрацию внимания в течение времени, характерного возрасту, не получается абстрагироваться от воздействия различных раздражителей внешней среды;
• лёгкие неврологические нарушения — подергивание мышц лица, дрожание пальцев рук (тремор, непроизвольные сокращения мышц (гиперкинезы, нарушение координации движений и сухожильных рефлексов,
• эмоциональная лабильность — частые смены настроения, повышенная раздражительность, тревожность, чувство страха, повышенная плаксивость, беспокойство, скандалы, истерики
• нарушение восприятия — чаще всего поражается зрительный анализатор, дети не могут обвести контуры рисунка, нарисовать предметы, различать размеры и направления, плохо ориентируются в пространстве, не могут отличить часть от целого, неправильно читают буквы, ЗЕРКАЛЯТ, на слух плохо различают отдельные согласные звуки, неверно воспроизводят ритм;
• повышенная импульсивность, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ВСПЫЛЬЧИВОЙСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ;
• повышенная утомляемость (психическая и физическая);
• нарушения речи и произношения.
Вследствие дисфункции мозга у детей уже в раннем возрасте начинается вторичная невротизация.
Патогенез СДВГ
В основе патогенеза синдрома дефицита внимания и гиперактивности лежит задержка формирования биоритмов в коре головного мозга или минимальная мозговая дисфункция мозга (ММД), возникшая в перинатальный (Внутреутробный) период развития. Основное значение придаётся нарушению морфофункциональной зрелости структур центральной нервной системы и в первую очередь лобных отделов коры. (отвечающие за эмоционально-волевую сферу)
Значимую роль в возникновении заболевания играют патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни.
Основные причины, приводящие к этим нарушениям — быстро развивающиеся во внутриутробном развитии первично-органические дефекты функциональных систем ствола мозга: ретикулярной формации, подкорковых образований, структур лимбической системы, частичная потеря тормозных синапсов (работа в комплексе возбуждение- торможение, нарушение образования функциональной специализации полушарий головного мозга.
В итоге:
Гиперактивность выступает в роли своеобразного защитного механизма, который поддерживает определённое функциональное взаимодействие между структурами мозга, обеспечивающими его нормальное развитие.
Причины СДВГ
1. Биологические.
2. токсикозы при беременности у матери ребенка;
3. угроза прерывания беременности;
4. Фетоплацентарная недостаточность (гипоксия плода) КТГ;
5. резус-конфликт и конфликт по системе ABO плода и матери;
6. патологические роды;
7. родовые травмы;
8. инфекционные болезни ребёнка (грипп и другие);
9. фебрильные судороги;
10. черепно-мозговые травмы;
11. менингеальные симптомы при гипертермии;
12. наркозы в анамнезе.
2. Генетические. Согласно имеющимся данным, СДВГ относится к числу наследуемых патологий. В поддержку генетической теории говорит большая распространенность синдрома среди детей, чьи отцы страдали СДВГ
3. Психосоциальные. Наибольшее значение среди них имеет семейный микроклимат, социально-бытовые условия, детско-родительские отношения. Неблагоприятно на развитии ребенка сказываются скандалы в семье, алкоголизация родителей, гиперопека и педагогическая запущенность, физические методы наказания, распад семьи.
4. Токсические. Некоторые авторы связывают СДВГ с чрезмерным содержанием в организме определенных веществ (салицилатов, ароматизаторов, свинца, дефицитом омега-3 ПНЖК, микроэлементов (железа, магния, витаминов (фолиевой кислоты и др.). Также указывается на связь синдрома с повышенным потреблением быстрых углеводов на фоне белковой недостаточности.
Дошкольный возраст
• В первые годы жизни, как правило, отмечается задержка моторного развития, ЗРР, позднее овладение сложными движениями (есть ложкой, пить из чашки, прыгать). После 3-летнего возраста дети с СДВГ становятся неуправляемыми, непослушными, расторможенными. Они без конца переключаются с одного занятия на другое, бесцельно бегают по комнате, склонны к шумным и «разрушительным» играм, из-за чего с ними не хотят дружить сверстники.
• Может диагностироваться дизартрия, заикание, задержка развития речи, диспраксия. (Диспраксия это расстройство моторной сферы, характеризующееся трудностью и неточностью выполнения целенаправленных двигательных актов. Для диспраксии характерны различные виды моторной недостаточности: неуклюжесть, плохая координация, неловкость движений рук, неточность артикуляции, трудности на письме.)
• Дети любопытны, но не любознательны, их интерес к чему-то новому быстро проходит. У них случаются детские истерики. Подобное поведение часто списывается на невоспитанность, избалованность, возрастной кризис, поэтому обращения к специалистам в дошкольном детстве редки.
• Школьный возраст
• Симптомы гиперактивности и дефицита внимания усугубляются с началом школьного обучения. На уроках дети легко отвлекаются, часто не доделывают задания до конца, допускают ошибки по невнимательности, отвечают невпопад, перебивают сверстников и учителей. Они не могут самостоятельно организовать выполнение домашнего задания, постоянно теряют тетради и учебники.
• У 80% школьников с СДВГ имеются трудности обучения – дисграфия, нарушения почерка, дислексия, специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, дискалькулия. = нарушение счета. В целом такие дети демонстрируют низкую успеваемость, часто нарушают дисциплину, срывают уроки. Трудности взаимоотношений с ровесниками проявляются неумением идти на компромиссы, агрессивностью, конфликтностью, драчливостью. Принято считать, что в среднем, в каждом классе учится 1-2 ребенка с СДВГ.
• Из-за рискованного поведения среди подростков возрастает риск травматизма, несчастных случаев. Они страдают низкой самооценкой, постоянно конфликтуют с родителями, учителями, сверстниками. Стремясь привлечь к себе внимание, часто проявляют асоциальное поведение, совершают правонарушения. Нередко вступают в неформальные объединения, употребляют алкоголь и запрещенные вещества.
• Примерно у половины людей симптомы СДВГ сохраняются во взрослой жизни. Они выражаются в неорганизованности, неумении рационально планировать свое время, неспособности закончить начатое дело. Обычно такие взрослые не достигают высот в профессиональной карьере, испытывают неудовлетворенность своим социальным и материальным статусом. Часто сообщают о конфликтах в семье, разводах. У них отсутствуют долгосрочные интересы и хобби. Они слывут людьми с «трудным», необузданным характером, нередко попадают в неприятные истории, ДТП, нарушают общественный порядок и закон.
Классификация СДВГ
На основании сочетания различных симптомов выделяют следующие типы СДВГ :
1. Невнимательный – синдром дефицита внимания без гиперактивности.
2. Гиперактивно-импульсивный – синдром гиперактивности без дефицита внимания.
3. Комбинированный – самая распространенная форма, сочетающая гиперактивность, невнимательность и импульсивность.
Принимая во внимание коморбидность состояния, синдром гиперактивности с дефицитом внимания подразделяют на две формы:
1. Простая – только СДВГ без сопутствующих заболеваний.
2. Осложненная (сочетанная)– СДВГ, отягощенный сопутствующими нарушениями:
• церебрастеническая (утомляемость, головные боли, вегетативная дисфункция);
• неврозоподобная (тики, энурез, заикание);
• сочетанная (РАС, эпилепсия, тревожные, депрессивные расстройства).
Лечение синдрома дефицита внимания
Основные цели терапии – уменьшение проявлений гиперактивности, невнимательности/импульсивности, повышение адаптивных механизмов ГМ и самооценки, выработка навыков социального взаимодействия. С пациентом и его семьей работают неврологи, психологи, педагоги. Мультимодальный подход предусматривает следующие направления:
• Медикаментозная терапия
Обследует и назначает медикаментозную поддержку врач НЕВРОЛОГ, при необходимости привлекают к консультации детского психиатра. Назначают ЭЭГ, МРТ, наблюдение у врача. Медикаментозная коррекция – препараты необходимы для того, чтобы стабилизировать работу мозга и помочь ребенку адаптироваться в обществе и справляться с нагрузками.
Врач-психиатр или невролог назначит индивидуальный курс препаратов группы корректоров поведения, ноотропов. Они дают мягкий седативный эффект, убирают импульсивность и повышенную возбудимость, улучшают усидчивость и концентрацию внимания. Терапию необходимо принимать – без нее ребенок не сможет адаптироваться в обществе и его психика будет страдать. Для редукции симптоматики необходима длительная (в течение нескольких лет) фармакотерапия.
Психотерапия – может быть индивидуальной или семейной, в зависимости от ситуации. При СДВГ используются приемы когнитивно-поведенческой терапии, семейной психотерапии, аутогенные тренировки. Организуются тренинги для родителей, чьи дети страдают синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Подключать в работу психологов, дефектологов, логопедов, нейропсихологов.
Педагогическая терапия:
Строгое соблюдение ребенком режима дня,
благоприятный семейный климат, правильно организовать рабочее место.
При СДВГ необходим строгий распорядок дня, также важно оберегать ребёнка от переутомления. Частая смена деятельности. Родителям следует чаще хвалить ребёнка и подчёркивать его успехи, чтобы укрепить уверенность в собственных силах.
Футбол, шахматы шашки, борьба, каратэ, - индивидуально!
Для них полезно оздоровительное плавание, езда на велосипеде, лыжный спорт, конный спорт, туристические походы.
Необходимо создание ситуаций успеха, повышение учебной мотивации.
Избегание монотонности, ожидания (очереди)
Педагогам следует учитывать индивидуальные особенности детей со СДВГ и уделять особое внимание гиперактивному ребёнку с самого начала обучения. Важно подобрать подходящую длительность заданий и по возможности контролировать окружающий шум. В некоторых случаях могут потребоваться индивидуальные занятия с репетитором.
Аппаратные методы. Перспективными направлениями, улучшающими адаптивную саморегуляцию, являются ЭЭГ-БОС-терапия, Томатис-терапия.
Физическими методами реабилитации являются:
массаж; остеопат.
• физические упражнения;
• упражнения в воде — рефлекторные, пассивные, активные, подводный массаж, ванны с травяными настоями и отварами); ПЛАВАНИЕ
• кинезиотерапия;
• физиотерапевтические процедуры — тепловые процедуры, электрофорез шейного отдела или позвоночника (чаще всего со спазмолитиками) по методике А. Ю. Ратнера;
• общее ультрафиолетовое облучение;
• электросон.
Можно ли вылечить СДВГ полностью? Вылечить СДВГ полностью невозможно. Системный подход к лечению позволит устранить ведущий синдром и предотвратить рецидив в будущем.