Лидия Хлебникова
Конспект занятия «Гармонь моя, да гармоночики!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Гармонь моя, да гармоночики!»
Цель занятия : Познакомить детей с русским народным инструментом – гармошкой, развивать творческую фантазию, желание импровизировать.
Задачи: - познакомить детей с техникой «коллаж», упражнять складывать полоску бумаги в гармошку;
- активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния (весело, звонко, задорно, печально);
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, уважение к национальным традициям русского народа;
Публикация «Конспект занятия „Гармонь моя, да гармоночики!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- развивать творческую фантазию, желание импровизировать.
Материалы и оборудование: иллюстрации гармони, магнитофон, сд – диск с записями гармошки, платочки. Шаблон с изображением гармониста, фломастеры, цветная полоска бархатной бумаги 4х16 см, клей ПВА, кисти, салфетки.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас на необычное занятие. (играет в записи саратовская гармошка).
Воспитатель: Вы узнали, какой инструмент играет?
Дети: Гармошка.
Воспитатель: Правильно. Но гармошка эта не простая, а знаменитая на всю Россию Саратовская гармоника или как говорят Саратовская гармошка. Гармошки делали и в других городах, например, в Туле. Но Саратовская гармоника – самобытный народный инструмент, который делался только в нашей губернии. Главное её отличие – колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил её на всю Россию.
Сегодня мы будем слушать гармонь, говорить о ней, а в конце занятия вы смастерите гармошку.
Воспитатель показывает детям гармонь
-А вот и наша гармошка.
По бокам коробочки
Костяные кнопочки.
Растянул её меха-
Стал похож на жениха.
-А как называют музыканта, который играет на гармошке?
Дети. Гармонист.
Воспитатель: Гармонист – молодой парень, садится около дома, берет в руки гармонь и играет… (иллюстрация картины)
Полилась задушевная протяжная песня. А играть на гармони непросто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать кнопки-клавиши. Да еще трудность состоит в том, что гармонист не видит этих кнопок, он играет на ощупь. А видит он все, что его окружает – природу, людей, которые пришли его послушать. Исполняет он разные песни: протяжные и печальные, веселые и плясовые.
Эй, Ванюша, на гармошке
Заиграй скорее.
Под нее нам петь
Будет веселее.
Воспитатель: Представьте, ребята, что вы гармонисты. Поиграем? Поиграйте на воображаемых гармошках (пальчиковая гимнастика)
Вот как пальчики шагают
И на кнопочках играют,
Раздвигаются меха-
Веселись моя душа!
(Тихо звучит мелодия) Нажимает гармонист на кнопки, и начинает гармошка разговаривать- то грустно, то весело, то – задорно. А теперь давайте послушаем, как звучит гармошка. И под её звуки потанцуем и узнаем, какое настроение было у гармониста (детям раздают платочки, они импровизируют под музыку).
Воспитатель: Какая музыка была вначале?
Дети. Грустная, печальная.
Воспитатель: А потом?
Дети. Весёлая, задорная.
В 2009 году на проспекте имени Кирова в Саратове был установлен памятник Саратовской гармонике. В определенные часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города — гармошке.
Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас в мастерскую. Посмотрите! (показывает гармонистов) а вы хотите себе таких друзей? Тогда нужно потрудиться и сделать их. Постараемся ребята?
Порядок работы: Раскрасить фигуру гармониста красками или фломастерами. Из бархатной бумаги вырезать полосу шириной 4 см, длиной – 16 см. согнуть ее гармошкой, расстояние между сгибами 1 см, смазать клеем поле под гармошку на шаблоне и приклеить гармошку из бумаги. На боковых планках фломастером нарисовать кнопочки.
(музыкальный фон – игра на инструменте - гармошки)
Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Теперь у вас тоже есть друзья гармонисты. Я вижу, как вы старались, потому что вы – дружные ребята. Правда, ребята? Давайте песенку о дружбе споем?
«Песенка друзей» муз. В. Герчик.
Итог занятия :
-С каким музыкальным инструментом вы познакомились? (гармошка)
- Чем Саратовская гармошка отличается от других гармоней (разновидность гармони имеющей колокольчики.)
-Какой это инструмент? (русский народный)
-Как называют людей, которые играют на гармони? (гармонистами)
Рассматривание и оценивание детских работ