Анна Семёнова
Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни - является одной из значимых и приоритетных. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью и навыков здорового образа жизни. Мы знаем, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Наша задача помочь детям: осознанно относиться к своему здоровью и жизни; усвоить знания о здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Для формирования данных навыков и умений нам необходимо использовать в своей работе следующие формы, средства и методические приемы :
• утренняя гимнастика, оздоровительная гимнастика после дневного сна;
• физкультурные и музыкальные занятия;
• прогулки, подвижные игры;
• пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастика
• физкультминутки •
• ходьба по массажным коврикам, самомассаж;
• рассказы и беседы воспитателя;
• заучивание стихотворений;
• моделирование различных ситуаций;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
• проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр;
. наблюдение
. проведение экспериментов и опытов.
Все это поможет нам решить следующие задачи
• сформировать у детей представление о ЗОЖ и строении своего тела;
• научить «слушать» и «слышать» свой организм;
• формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании;
. воспитать у детей понятия и ценности здорового образа жизни;
• привить навыки профилактики и гигиены:
• развивать чувство самосохранения.
В содержании работы по воспитанию здорового образа жизни значительное место занимает проведение с детьми занятий познавательного характера: где дети знакомятся с элементарными научными знаниями о строении организма; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения.
Разумеется, одних занятий недостаточно для формирования у детей культуры здорового образа жизни, задачи валеологического воспитания решаются во всех видах детской деятельности: в совместной деятельности педагога, через режимные моменты, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал нужно преподносить с помощью наглядных и практических методов, для этого используют наблюдение, обследование, самообследование, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей.
С младшего дошкольного возраста нужно начинать работу с уточнения знаний детей о названиях и месторасположения разных органов чувств и частей тела. Для этого можно использовать различные игры, такие как «Спрячем носик, глазки, ушки», «Умывалочка». При этом дети имитируют движения умывания различных частей тела. Важно при этом использовать иллюстрации, пальчиковые игры, читать народные потешки, исполнять песни. В этот период важно сосредоточить внимание детей на органах чувств и частях тела, закреплять знания о них.
А уже старшие дошкольники активнее приобщаются к нормам здорового образа жизни. Представления детей о здоровье, организме и его потребностях, о способах закаливания, о предупреждении травматизма, о различных заболеваниях, о пагубных воздействиях вредных привычек –хорошо обогащаются в увлекательной наглядно – практической форме изучения. Темы детских исследований становятся более широкими: например «Как мы дышим», «Как наши органы помогают друг другу», «Наши друзья- витамины», «Мой компьютер - мой друг», «Чтоб зимою не болеть - нужно закаляться».
Исследовательская деятельность включает метод самообследования. Так при изучении внешнего вида дети проводят опыты по изучению строения кожи, рассматривают ее под лупой и изучают пальцевые рисунки. В процессе дети понимают важность гигиенических процедур для своего организма.
Так же в педагогическом процессе используют дидактические игры такие как «Что звучит?», «Какой инструмент звучит?», «Чей голосок?», «Узнай по запаху» и другие, в результате дети приходят к выводу, что каждый орган чувств обладает какими - то особенностями которые жизненно необходимы человеку, они помогают узнать больше об окружающем мире.
Поэтому следующим этапом можно провести беседу о бережном отношении к своим органам чувств и частям тела, о том, что нам вредит и есть ли у нашего организма враги? Среди таких «врагов» можно выделить; грязь, опасные предметы, разницу температур, шум и неправильное освящение. Для этих бесед можно использовать стихи разных авторов. (К. Чуковского, А. Барто, В. Маяковского и других)
Также в своей работе необходимо большое значение уделять режиму дня детей – это проведение утренней гимнастики, организации полноценного дневного сна - для засыпания детей можно использовать различные методические приемы : колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок.
После дневного отдыха проводить гимнастику после сна в сочетании с
закаливающими процедурами и массажем.
Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому рекомендуется побольше включать мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки сказкотерапии.
В группах обязательно должны быть оборудованы физкультурные уголки. Они помогают развивать у детей физические качества, формировать двигательные умения и навыки, воспитывать потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Так же здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие реб нка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Так же обязательно должа проводиться работа с семьями воспитанников. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей следует использовать как традиционные, так нетрадиционные формы работы, такие как буклеты, тематические выставки, консультации, оформление информационных уголков здоровья, родительские собрания, спортивные семейные эстафеты. Родители должны на своем примере показать ребенку, что вести здоровый образ жизни необходимо каждому человеку.
Таким образом, охрана и укрепление здоровья детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни - являются первостепенной задачей для педагогов и родителей, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных и оздоровительных мероприятий.