МААМ-картинки

Формирование знаний основ безопасности жизнедеятельности как основа благополучной социальной адаптации

Лариса Меньщикова
Формирование знаний основ безопасности жизнедеятельности как основа благополучной социальной адаптации
▼ Скачать + Заказать документы

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на улице, в природе. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. Я считаю, что в этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.

Публикация «Формирование знаний основ безопасности жизнедеятельности как основа благополучной социальной адаптации» размещена в разделах

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной своей задачей я определила задачу по стимулированию у детей развития самостоятельности и ответственности. В первую очередь, я считаю необходимым, создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Научить детей применять полученные умения и навыки в реальной жизни, на практике.

Целью моего педагогического опыта является формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

В соответствии цели определила задачи: Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни. Формировать знания о правилах безопасного поведения на улице, дороге, транспорте. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах безопасности детей.

Одной из форм работы по ОБЖ являются экскурсии и целевые прогулки. Сотрудничество с пожарной частью, является одной из составляющих в моей работе по теме. Совместно с сотрудником пожарной части были организованы встречи, беседы, очень ценны в этом отношении экскурсии. Внутри детского сада, экскурсии организованные на кухню, в прачечную помогли детям замечать опасные предметы: горячая плита, режущие предметы, утюг, стиральные машины. Закрепить знания о том, что эти предметы нельзя брать и пользоваться ими без разрешения взрослых. Организуя целевые прогулки к проезжей части, ставлю перед собой цель: закрепить с детьми правила перехода через проезжую часть, виды транспорта, знаки дорожного движения. Правила поведения пешеходов. В ходе развлечения «Огонь- друг, огонь – враг», дети закрепили уже знакомые им правила поведения при пожаре. На развлечении «Как кот Мурзик познакомился с правилами дорожного движения» познакомились с элементарными правилами дорожного движения, а на праздниках «Путешествие в страну Светофорию», «Посвящение в пешеходы» закрепили правила дорожного движения.

В своей работе я уделяю большое значение беседам, проблемным и поисковым ситуациям. В детском саду беседа используется как важное средство коллективного общения детей. Содержанием беседы может составлять обсуждение прослушанных сказок, рассказов, стихов, рассмотренных картин, мультфильмов, презентаций. С детьми проводила беседы на различные темы: «Съедобные и несъедобные грибы", «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Умеешь ли ты обращаться с животными» и т. д. Были приглашены инспектора пожарной части и ГИБДД. Инспектор пожарной части рассказала детям о правилах пожарной безопасности, показала одежду пожарного, предложила детям примерить каску из боевого снаряжения. Инспектор ГИБДД рассказал детям о работе полицейских- регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. После таких бесед, дети на практике закрепили то, о чем они узнали из бесед. В повседневной жизни, приходится детям напоминать о безопасном обращении с вилкой, ножницами. В зимнее время года на прогулке, или перед ней, беседую с детьми, о том, что нельзя брать в рот снег, сосульки, песок, правила поведения на горке.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, при реализации образовательной программы ориентируют на полноценное развитие личности каждого ребенка, предъявляют требования к образовательному процессу.

Нами педагогами пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Сегодня задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с умением, отходить в организации образовательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения считается метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается, как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой (темой). Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В рамках недели безопасности все воспитатели, дети и родители работали над краткосрочным проектом «Огонь – друг, огонь – враг!». Целью этого проекта было: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, вооружение знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Задачи проекта: познакомить с историей возникновения огня, дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг. Формировать у детей умение реально оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, развивать творческие способности дошкольников, воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Развивать практические навыки поведения детей при возникновении пожара, расширять и активизировать словарный запас по теме. Воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта. Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. В ходе этого проекта, дети играли в дидактические игры: «Сложи картинку», подвижные игры «Огонь – друг и враг», «Пожарные на учении» и т. д. Читали сказки: «Грустная сказка об одинокой спичке», чтение стихов по пожарной безопасности «Пожар», «Не шутите с огнем», рассказы Б. Житкова «Дым», «Пожар». Смотрели с детьми презентацию, где закрепляли знания о правилах пожарной безопасности, умение найти выход в случае опасности. Рассматривали с детьми альбомы, картинки по пожарной безопасности, беседовали об их содержании. Дети, экспериментируя, закрепляли знания об огне. В театрализации сценки «Кошкин дом», дети развивали умение у детей брать на себя определенную роль. Закрепляли правила пожарной безопасности. Родители приняли участие совместно с детьми в выставке рисунков на пожарную тему. Итоговым продуктом явилась изготовление коллажа «Берегись огня», в ходе которого, дети показали знания по этой теме. В ходе реализации данного проекта, в группе был накоплен наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволил реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность. Свою работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Одним из методов выявления, каких либо вопросов в области ОБЖ является анкетирование, из которого можно выяснить, что больше всего волнует родителей. В своей работе использую памятки для родителей, где даются инструкции правильного выполнения каких-либо действий («Уроки безопасности». Были проведены родительские собрания: «Дети и дорога», «Чтобы не случилось беды!» Родители приняли участие, совместно с детьми приняли участие в выставке рисунков по пожарной безопасности, лучшие, из которых мы отправили на районный конкурс, а также была организована выставка по теме: «Берегись автомобиля». Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Публикации по теме:

«Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения» Целью педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности.

Эссе воспитателя «Моя педагогическая философия» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование знаний основ безопасности жизнедеятельности как основа благополучной социальной адаптации
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 15:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование знаний основ безопасности жизнедеятельности как основа благополучной социальной адаптации» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Меньщикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД