Лия Пчелина
«Дымковская игрушка — гордость России». Конспект интегрированного занятия по изодеятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дымковская игрушка – гордость России».
Цель:
• приобщать воспитанников к истокам русской народной культуры, способствовать художественно-нравственному воспитанию дошкольников средствами народного искусства;
• закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке.
Программные задачи:
Публикация «„Дымковская игрушка — гордость России“, Конспект интегрированного занятия по изодеятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Россия. Творчество, ИЗО, поделки, рисование
- Темочки
образовательные: закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, добиваясь единства формы и декора, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Продолжать обучать навыкам работы с красками.
развивающие: развивать художественное восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять знания о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивать творческую активность.
воспитательные: воспитание чувства гражданственности и любви к Родине посредством изучения народного творчества, возрождение и развитие национальных традиций, уважительного отношения к истории и культуре народов России.
Оборудование:
- оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла
- модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров)
- цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек.
- образцы рисунков-упражнений.
- кроссворд.
- шапочки с изображением дымковских игрушек.
- краски, кисточки разных размеров, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, шаблоны дымковских барынь
Ход занятия:
Воспитатель с детьми выходит в зал под веселую русскую народную мелодию «Коробейники»
Воспитатель: как прекрасна наша Россия – своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озерами! Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами. И в каком бы уголке нашей Родины ты не оказался, везде встретишь чудо – мастеров, прославляющих красоту нашей земли.
Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на ковре - самолете. (Воспитатель расстилает ковер). А куда отправимся, вы догадаетесь сами. Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается. (Звучит музыка «Коробейники», дети сидят на ковре с закрытыми глазами, воспитатель переодевается в костюм дымковской барыни).
- Здравствуйте, ребята! Я дымковская барыня. А теперь посмотрите на меня и вокруг, и догадайтесь куда вы попали? А попали вы в село Дымково. А сейчас я вам хочу предложить превратиться я на время в дымковские игрушки. Подойдите и возьмите силуэты игрушек, кому какие нравятся. (Выходят дети, на голове надеты шапочки, изображающие дымковские игрушки : дымковский конь, индюк, дымковская барыня, петушок, дымковский кавалер
Ребенок 1 (водоноска) : Чем знаменито Дымково? -
Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги!
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Ребенок 2: (кавалер)
Почтейнейшие, господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки всякие на все манеры:
Вот и барышни, и кавалеры.
У барынь алые щеки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки.
Ребенок 3:(индюк)
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Ребенок 4: (конь)
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за Хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Ребенок 6: (петушок)
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы по всюду славимся,
Мы и вам понравимся.
Ребенок 7: (барашек)
Барашек – свисток
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Ребенок 6: Давным –давно, за дремучими лесами, на берегу голубой реки Вятки, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи. Из труб валился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково. Жители Дымковской слободы, от мала да велика, лепили из глины игрушку к весеннее ярмарке «Свистунье». И стали эти игрушки называть дымковские.
Воспитатель: дымковские игрушки нельзя спутать с другими глиняными народными игрушками благодаря ее колориту.
-Подройдите пожалуйста сюда и осмотрите на дымковские игрушки. По какому фону идет роспись дымковской игрушки? Верно, это прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой геометрический узор.
-Из каких элементов состоит дымковский узор? (Кружки, кольца, точки, полоски, линии)
- Какие цвета преобладают в росписи? ( Преобладают яркие цвета: красный, малиновый, синий, фиолетовый, золотисто – желтый)
Воспитатель: Тише – тише! Игрушки что-то говорят. Вот что они мне рассказали. В некотором царстве, в некотором государстве есть игрушечный город, в котором жили веселые яркие нарядные игрушки. Все они жили в своей стране весело и свободно. Но однажды случилось вот что. К ним в город прилетела старая злая колдунья. Она похитила самую красивую игрушку и заточила ее в темнице своего мрачного подземелья. Все жители игрушечного города стали унылыми и грустными. На помощь к ним пришла добрая волшебница. Она рассказала, что злые чары колдуньи может разрушить одно волшебное слово. Но, чтобы его узнать, нужно ответить на вопросы изовикторины. В ответах на вопросы будет спрятана загадка. Давайте быстрее узнаем какую же игрушку похитила колдунья. Ответ состоит из одного слова. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
-На какой фон наносятся яркие узоры? (Белый)
-Из чего лепят игрушки? (Из глины)
-Каким узором украшают мастера игрушку (Геометрическим)
- Как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки? (Дымково)
-Как называется праздник, который проходит на берегу реки Вятки (Свистунья)
- Как называется город, рядом с которым находится Дымково. (Вятка)
- Какую игрушку похитила колдунья? (Барыню).
Раздается стук в дверь. Воспитатель предлагает посмотреть, кто пришел. За дверью ребята видят глиняную фигуру барыни. Приглашают ее войти.
Воспитатель: А вот и она. А почему же она такая грустная? Давайте для нее станцуем, может быть развеселим ее. (Физкультминутка. Звучит фонограмма «Барыня». Дети выполняют легкие плясовые движения. Дыхание свободное. Необходимо следить за осанкой).
– А что же нам еще придумать, чтобы развеселить барыню? Пригласим для нее подружек. Вон их сколько много пришло! Только что –то у них не хватает, как вы думаете что? Давайте распишем юбки нарядным узором. Возьмите каждый воюю барыню и присаживайтесь пожалуйста за столы. Давайте подусмаем. Каким узором можно расписать юбки?
- Где живет Барыня? (Дымково) Значит, распишем юбку нарядным дымковским узором. А чем же нам расписать юбки, чтобы они стали яркими? (Красками) Какие цвета используют в росписи мастера? Сейчас мы с вами будем мастерами и каждый придумает свои узор. Используя элементы дымковской росписи. Начните роспись сначала с крупных элементов. Потом перейдите к мелким.
- Посмотрите, какой красивый и нарядный узор. Чтобы юбочка для нашей Барыни получилось красивым и нарядным, давайте вспомним, что необходимо знать при составлении дымковского узора. (Рассмотреть таблицу с поэтапной росписью юбки дымковской барыни.)
(Раздать шаблоны юбочек, предложить детям расписать их). Дети готовят краски к работе. (Во время работы детей звучит русская народная песня «Пошла млада за водой»).
Самостоятельная работа детей за столами. Воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Выставка и анализ работ. Дети выкладывают рядом свои работы. Сравнивают их, барыня улыбается, рассказывают, какие элементы росписи были использованы.
- кто работу закончил. Размещает ее на выставке. Расскажите какие элементы вы использовали в своих рисунках. Чьи рисунки вам больше всего понравились? Почему? (Не только красивая,но и праздничная и веселая)
Воспитатель: Вы сегодня были мастерами, но вы только учитесь, а мастера дымковской игрушки – гордость России. В России, наверное, нет такого человека, который бы не видел и не знал дымковскую игрушку, настолько этот промысел любим и популярен в народе. Каждая дымковская игрушек – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. И это чудо создают мастера дымковского промысла – одного из самых старинных промыслов России. А теперь давайте снова поудобней сядем на ковер – самолет и вернемся в наш детский сад.
Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно вам? Игрушки получились яркие, нарядные, наши мастера постарались на славу. Оттого мы и любим наши игрушки, что в них много доброты и веселья. Как вы думаете, нашей барыне оно понравилось? Посмотрите. Как она повеселела. А дома, если желаете, поищите в книжках – раскрасках, открытках, интернете другие народные игрушки, которыми славится наша Россия.