Юлия Громова
Дидактическая игра как средство формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра как средство формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е. Н. Водовозова, А. Н. Гвоздев, Л. С. Пешковский, А. С. Симонович, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н. К. Крупская, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина и др.
Публикация «Дидактическая игра как средство формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. [6]
Язык и речь - это основное средство появления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Своевременное формирование грамматической компетенции ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. [8]
На этапах дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. [1]
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах.
Реализуются следующие задачи по формированию грамматической стороны речи у детей :
1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Формированиеграмматически правильной речи осуществляем двумя путями:в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении.
К методам и приемам формирования грамматически правильной речи относятся : дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи в дошкольном возрасте являются задания, упражнения и дидактические игры.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. [4]
Дидактические игры с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики. В процессе дидактических игр и упражнений дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Обучение изменению слов по падежам, согласованию прилагательных с существительными в роде и числе проводится в специальных играх : «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок». В играх с предметами «Чего не стало?», «Где наши ручки?» дети усваивают формы единственного и множественного числа родительного падежа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки).[5]
Использование пространственных предлогов (в, на, за, под, около) подводит ребёнка к употреблению соответствующих падежных форм (в шкафу, на столе, за диваном, под столом, около кровати).
Особое место занимает работа с глагольной лексикой.
Дети обучаются способам образования с помощью разных суффиксов (заяц – зайчонок – зайчата; сахар – сахарница). Широко используются глаголы для обучения детей разным моделям словообразования (вошёл – вышел, пришёл – ушёл). В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений - простые и сложные. [2]
Работу над грамматической формой слова и предложения надо рассматривать в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже и связывать между собой не только слова, но и отдельные предложения.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
- побуждают детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствуют закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствуют разговорную речь;
- обогащают словарь;
- формируют грамматический строй языка. [4]
Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Литература:
1. Большакова С. Е. «Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения». – М. : АПО, 1996. – 417с.
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». - М., 1991г.
3. Жуковская Р. И. «Игра и её педагогическое значение». -М. ,1975г.
4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224с.
5. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми». – М. : ВЛАДОС, 1994. – 344с.
6. Сохин Ф. А. «Развитие речи у детей дошкольного возраста». – М. : 1970. –218с.
7. Уварова Т. Б. «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками». – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64с.
8. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников». - М., 2008. – 56 с.
9. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи» пособие для практ. работников ДОУ/Г. С. Швайко; под ред. В. В. Гербовой. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 176 с.